Игра стоит свеч
Первый в истории Porsche дизельный автомобиль... У всех в глазах – легкий испуг. Включая представителей компании. Будто это не они приняли решение о производстве Porsche Cayenne Diesel. Так и есть. Оно само себя приняло
Не дай бог ляпнуть подобное за столом в приличном обществе. Я себе отлично представляю эту сцену. Пожилая хозяйка ахнет и уронит на пол искусственную челюсть. Гости в дорогих пиджаках поперхнутся черной икрой. В наступившей тишине станет слышно, как где-то далеко, за купеческими заборами дач, завоет бездомная собака. В соседней комнате страшно, с надрывом заплачет ребенок. А вечером, когда суматоха уляжется и гости разъедутся по домам на своих Turbo S, распаренный хозяин, чокаясь с тобой рюмкой водки на кухне, все еще будет крутить головой и таращиться в недоумении: “Ну ты и сказал – дизель!”
Без особых примет
О том, что немцы не горят желанием выпячивать появление новой, можно даже сказать, эпохально новой модификации Porsche Cayenne, говорит тот факт, что внешне дизельный внедорожник ничем не отличается от обычного. Нет ни особых шильдиков, ни каких-то специфических надписей на ковриках и порогах, ни гордых букв “TD” на кузове. Есть мнение, что дизельные версии будут отличаться черным цветом витиеватого росчерка Cayenne на “корме”, но представитель компании уверил нас, что шильдик можно заказать любого цвета. Словом, на вид Cayenne Diesel можно отличить лишь по разметке тахометра, красная зона которого начинается с 4600 об/мин. Только открыв капот или крышку бензобака, владелец сможет зацепиться глазом за новые для Porsche буквы: “Diesel”. На слух разница тоже не слишком заметна. Разумеется, чуткое ухо уловит некие “джазовые” нотки в работе мотора, но инженеры Porsche немало поработали над дополнительной звукоизоляцией.
Дизельный Porsche. А, собственно, в чем проблема? Ведь на самом деле нет ничего более естественного, чем Cayenne на солярке. По сути, против его появления есть лишь одно возражение, столь же безапелляционное, сколь и сомнительное: настоящий Porsche не может быть дизельным. Но я помню времена, когда говорили, что настоящий Porsche не может быть внедорожником. Для принятия решения о производстве дизельного Cayenne не требовалось особой смелости. Потому что против него, по сути, есть только одно возражение, а за – много.
Во-первых, за последние пять лет доля дизеля в европейском сегменте SUV возросла с 63 до 77%. Дизельными версиями обзавелись все конкуренты. Более того, продажи бензиновых версий уже несколько лет пребывают в стагнации. Сегмент растет только за счет увеличения спроса на дизели. Нужно быть совсем твердолобым, чтобы не сделать выводов из этой тенденции.
Во-вторых, за это решение просто-таки вопиет европейское законодательство. В разных странах налоговое послабление за покупку дизельных модификаций составляет от 1000 до 6000 евро. А, например, в Норвегии покупка Cayenne на солярке принесет единовременную экономию 15890 евро! Разница в стоимости базового бензинового и дизельного Cayenne в Германии составляет около 1400 евро (55090 против 56436). При нынешнем соотношении цен на горючее в этой стране (1,2 евро за литр бензина и 1 евро за литр солярки) и более чем существенной разницы в расходе топлива (12,9 л на 100 км против 9,3) покупка дизельного Porsche окупается менее чем за 25 тыс. км пробега. Согласитесь, такая игра стоит свеч зажигания.
В-третьих, нет более естественного способа воспользоваться плодами альянса с Volkswagen и входящей в этот концерн компанией Audi, дизельные болиды которой уже не первый год громят всех в “24 часах Ле-Мана”, опровергая обвинения в неспортивности моторов на солярке. Под капотом у нового Cayenne – замечательный 3-литровый V6 TDI от Audi с системой непосредственного впрыска топлива common rail, с турбиной изменяемой геометрии, двумя интеркулерами, вихревыми заслонками с плавными регулировками во входном тракте, системой перепуска части выхлопного газа во входной контур, а главное, с расходом топлива на 28% меньшим по сравнению с бензиновым V6 без ущерба для динамических характеристик. И все это без существенных затрат на запуск новой модификации, если не считать перенастройку электроники и разработку дизайна новой крышки двигателя.
Наконец, кто сказал, что настоящий Porsche не может ассоциироваться с дизелем? Маркетологи? А вот, например, у любого любителя истории фамилия Порше (и особенно имя) неизбежно ассоциируется с немецким танкостроением. Зайдите в новый музей компании в Цуффенхаузене (площадь Порше, дом 1), футуристическое здание которого напоминает суперкомпьютер из фильма “Автостопом по галактике”, – самое почетное место в нем занимает красный трактор, на котором большими буквами написано: “Porsche diesel”. Фердинанд Порше тем и отличался, что его инженерный гений не знал шор. Этот человек занимался всем, чем находил нужным, и везде добивался успеха, будь то 57-тонный “Тигр” или 650-килограммовый “Жук”. Занявшись спортивными автомобилями, его сын проявил фамильную добросовестность и довел конструкцию до совершенства. И это совершенство столь впечатлило специалистов и поклонников марки, что сама собой возникла мифологема о “настоящем Porsche”. Любой Porsche – настоящий. Глядя из Москвы, улицы которой забиты внедорожниками Cayenne, эту компанию вообще странно называть “известным производителем спорткаров”.
На одном баке
Конечно, смешно говорить об этом в приложении к премиальному SUV, но сильные стороны дизеля должны в первую очередь проявиться на бездорожье. К сожалению, во время теста в ухоженных окрестностях Цуффенхаузена такой возможности нам не представилось. Зато мы смогли прокатиться по немецким автобанам со скоростью, ограниченной лишь возможностями автомобиля.
Каков дизельный Cayenne на ходу? Двигатель достаточно отзывчив. Никакой “турботяжести” в нем не ощущается. Автомобиль оснащается только автоматической трансмиссией Tiptronic S, перепрограммированной под новый мотор. Подстроены под новые условия и прочие “электронные помощники”, знакомые по бензиновым версиям. По сравнению с базовым Cayenne разгонная динамика чуть возросла. В рваном ритме езды по городу ощутимо прибавила положительных эмоций возросшая тяговитость. Дизель уступает бензиновому V6 по мощи (240 л.с. против 290), но зато значительно превосходит по тяге (550 Нм против 385), в результате чего разгон до “сотни” происходит на 0,2 с быстрее. По максимальной скорости Cayenne Diesel не дотягивает до базового бензинового собрата 13 км/ч. Но и 214 км/ч для 2,5-тонного внедорожника вполне достаточно.
Но главным впечатлением стало то, что это очень удобный, надежный и экономичный автомобиль для длительных перегонов по хорошим европейским дорогам. Высокая посадка скрадывает скорость, превращая 200 км/ч в рядовое с эмоциональной точки зрения событие. Cayenne липнет к асфальту, как “автобанный” лист. А самое главное – запас хода: 1000 км на одной заправке. Честно говоря, это именно то, чего в наибольшей степени не хватает мощным немецким “бензовозам”. В нем нет искры? Двигатель “не крутится”, то есть пик его мощности приходится на средние обороты? Так ведь это скорее достоинство, чем недостаток.
Единственное, что на самом деле вызывает вопросы, – это практически одновременное появление с дизельной версией куда более интересного во всех отношениях гибридного варианта. Впрочем, иметь выбор всегда лучше, чем не иметь его. Появятся ли более мощные дизельные версии? “Не исключено, – говорят представители компании. – Посмотрим, как пойдут продажи”. Готовятся ли дизельные модификации других моделей – например, Panamera? “Пока вопрос об этом не стоит, но мы следим за тенденциями рынка”. Будет ли вестись разработка дизельного оппозитного мотора, как это сделали в Subaru? “Технически это возможно, но это очень дорогостоящая разработка, и время для нее еще не пришло”.
Продажи Cayenne Diesel стартовали в феврале. Цена в России – от 2 555 700 рублей. У нас будет предлагаться версия, отвечающая нормам Euro 3. Мы все еще далеки от трогательных забот о снижении вредных выбросов, как, впрочем, и от рассуждений о политкорректности. Общество, в котором нет цветовой дифференциации штанов, не имело бы смысла, если б не автомобили. Но и у нас стереотипы постепенно меняются. Касается это не только цвета штанов или пиджаков.
Дизель! Вслушайтесь, как сурово и мощно, сочно и убойно, антигламурно и антикризисно звучит это слово. Теперь и владелец Porsche может гордо бросить приятелям в застольной беседе: “А у меня – дизель!”
Леонид Ситник
Фото автора
и фирмы-производителя
Технические характеристики Porsche Cayenne 3.0 TD V6
Габариты, мм 4798х1928х1699
База, мм 2855
Объем багажника, л 540/1770
Снаряженная масса, кг 2240
Тип двигателя дизельный V6 с турбиной
Рабочий объем, куб. см 2967
Макс. мощность, л.с./об/мин 240/4000-4400
Макс. момент, Нм/об/мин 550/2000-2250
Трансмиссия автоматическая 6-диапазонная
Привод постоянный полный
Макс. скорость, км/ч 214
Время разгона 0–100 км/ч, с 8.3
Расход топлива (средний), л/100 км 9.3
Объем бака, л 100
Источник: