МАССОВЫЙ ВВОЗ ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЗ ЕВРОПЫ ПРИВЕЛ К ТОМУ, ЧТО НА РОССИЙСКИХ ПРОСТОРАХ ПРИЖИЛСЯ РЕДКИЙ ПРЕЖДЕ ЗВЕРЬ -- OPEL TIGRA.
Представленный в качестве концепт-кара в 1993 году Tigra продолжил традицию Adam Opel AG, основоположником которой считается Opel GT. Потом появились Manta и Monza, а в 1994 -- Tigra. Потребителю, величина амбиций которого не соответствует толщине кошелька, предлагался экстравагантный автомобиль со спортивной внешностью, амбициозным именем, но по доступной цене. Последнее в случае с Tigra объясняется просто: "спорткупе" построено на платформе Corsa B и, кроме кузова и салона, по большому счету ничем от нее не отличается. Те же трансмиссия, подвеска и те же моторы: бензиновые 16-клапанные объемом 1,4 и 1,6 л и мощностью 90 и 106 л.с. соответственно. Машина выпускалась на заводе Opel в испанской Сарагосе и продержалась на конвейере почти пять лет. Биография Tigra закончилась 1999 годом, когда ее, вследствие недостаточного (по "опелевским" масштабам) спроса, сняли с производства. Незадолго до этого была сделана попытка привести в соответствие форму и содержание: на Tigra пытались установить V-образную "шестерку". Не пошло.
ШКУРКА И ПОДШЕРСТОК. Жесткая конструкция кузова "купе", качество металла и его обработки позволили производителю в свое время давать 8-летнюю гарантию от сквозной коррозии, несмотря на то, что ни о каких "оцинковках" в данном случае речь не шла. Так что даже намеки на оттенки рыжего на "шкурке" Tigra могут подтвердить опасения, что машина имела близкое знакомство с жестянщиком. Особенно внимательно следует осмотреть сварные швы и стыки -- там ржавчина вылезает прежде всего.
Продольные трещины в нижней части ветрового стекла на шести-семилетних машинах -- еще не повод для уныния, просто скажите продавцу, что вы знаете, во что это обойдется: $170 за стекло, $30 за комплект для вклейки и примерно $40 за работу. А вот с со стеклом задней двери сложнее: любые трещины, сколы, а особенно поврежденные нити обогрева обойдутся в $400. Заслуживают внимания и амортизаторы задней двери -- если они "не держат" тяжелую деталь, "колите" продавца долларов на 200. Не будем удовлетворяться работой лишь центрального замка, а элементарно проверим работу всех замков ключом. "Личинки" с годами имеют склонность закисать, причем так, что никакие "супержидкие ключи" не помогают. А ремонт отнимет у вас еще $80. И, наконец, посмотрим, не провисли ли двери, для чего достаточно всего лишь покачать их.
ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ. У охотников есть правило: никогда не смотреть в глаза зверю -- он воспринимает это как агрессию и нападает первым. С этим "зверьком" дело обстоит прямо противоположным образом. Невнимательный взгляд в "глаза" лампочек на приборном щитке может вызвать основательную финансовую агрессию с его стороны. Если после поворота ключа зажигания не светится контрольная лампочка зарядки, то генератор скорее мертв, чем жив, а в цифрах это выражается следующим образом: $270 за новый генератор плюс $50--60 за работу. Все на приборном щитке должно функционировать, и любые странности в подсветке и поведении стрелок приборов скорее всего будут означать, что вышедший в свое время из строя генератор стал причиной выгорания дорожек-проводников на плате щитка. Его замена потребует еще $110 ($20 за плату и $90 за "снять-поставить").
Обратите особое внимание на пиктограмму желтого цвета со схематичным изображением двигателя. Если она гаснет синхронно с лампой давления масла, то ушлые механики запитали их параллельно. А неисправность в моторе осталась. Не желающая гаснуть лампа подушки безопасности должна заставить серьезно задуматься, так как возможны варианты: либо $12 за "обнуление" кода ошибки, либо в десятки раз больше за восстановление системы SRS.
ПОДКОЖНЫЙ ЖИРОК. Запускаем двигатель, лучше всего с открытым капотом, и внимательно прислушиваемся. Свист и звон, сопровождающие первые минуты прогрева, означают замену помпы. С первого взгляда не очень дорого -- $70 и $32. Но имейте в виду, что одновременно с ней придется заменить и ремень ГРМ вместе с комплектом из трех роликов, а эта работа заставит бросить в "кормушку" Tigra еще около $270. Сделать это придется, чтобы не "попасть" на замену головки блока -- $1400 и $630 за работу, -- которая станет неизбежной из-за обрыва ремня ГРМ. Специфика конструкции исключает ремонт.
Обратите особое внимание на предмет черного цвета, похожий на патиссон, который располагается в моторном отсеке. Это насос вторичной воздушной системы, и служит он для продувки катализатора. Включается он минут на пять при прогреве мотора, но если его подшипники издают какие-либо звуки, неминуема срочная замена ($260). В противном случае перегревается и выходит из строя катализатор. А это уже обходится втрое дороже.
"Цокающие" после прогрева двигателя гидрокомпенсаторы выцарапают из вашего бюджета ощутимую сумму. За работу надо будет отдать $160. Плюс придется поупражняться в арифметике: умножить $27 на 16 и сложить с вышеозначенной цифрой.
"Потный" насос ГУР доказывает, что сальник приказал долго жить и придется менять насос целиком. Это стоит примерно $440 с работой. Излишняя потливость в верхней передней части двигателя и/или на стыке мотора и картера сцепления также должна заставить вас насторожиться. Виноваты в этом либо передние сальники распредвалов и/или задний сальник коленвала. Детали, в общем-то, копеечные, но цена работ по замене вполне "взрослая" -- $80 и $380 соответственно. Не говоря уже о том, что текущие сальники распредвалов потянут за собой еще без малого $300 за замену ремня ГРМ в комплекте с подшипниками.
Tigra с 1,6-литровым мотором требует к себе повышенного внимания. Как утверждают наши консультанты, произведенный на заводе в Венгрии, этот двигатель менее надежен и более капризен, чем 1,4-литровый германский. Его переборка в случае неисправности обходится в $1,2 тыс. Поэтому лучше заплатить сразу $45 и посетить специализированный техцентр для диагностики. Впрочем, даже процедура замены маслосъемных колпачков на 1,6-литровом моторе венгерского производства способна ввести в уныние: при цене колпачков всего в $25 труды механиков обходятся в $550!
ПРОГУЛКА НА ПОВОДКЕ. На машине с "механикой" первым делом обратим внимание на работу сцепления. Его пробуксовка при резком разгоне означает, что за спортивные амбиции прежнего владельца придется платить вам -- комплект сцепления стоит $200, а работа по замене -- $330. Редко, но встречается на Tigra 4-ступенчатый "автомат". Методика проверки его работы самая обычная, ничем не отличается от многих других.
Стуки в передней подвеске и люфт в руле сообщат об износе наконечников рулевых тяг. Их замена стоит $45, во столько же обойдется последующая установка угла схождения и развала колес. А эксплуатация с разбитыми тягами порождает люфт в рулевой рейке. Ее можно только менять -- $150 за работу плюс $1000 за деталь.
Жесткие удары в кузов означают, что "суставы" опорных подшипников передних стоек поразил неизлечимый артрит. Лечение стоит по $10 за деталь и $80 -- доктору. У старой "тигры" почти обязательно обнаружится люфт подшипников задних колес. Выявить его можно только при помощи домкрата или на подъемнике. Кстати, другую характерную неисправность -- сломанный виток на задней пружине -- тоже обнаружить можно только на подъемнике.
P.S. Сложим все приведенные в материале цифры. Получается, что у довольно дешевого Opel Tigra c возрастом прорезается настоящий тигриный аппетит.
ТЕКСТ АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН, РИСУНОК АЛЕКСАНДР КРАСНОВ
OPEL TIGRA 1,4 1,6
Рабочий объем (куб. см) 1389 1598
Мощность (л.с.) 90 106
Максимальная скорость (км/ч) 190 203
Разгон до 100 км/ч (сек.) 11,5 10,5
Расход топлива (л/100 км)
город 10,5 10,9
шоссе 5,5 5,9
ЦЕНЫ НА А/М OPEL TIGRA В МОСКВЕ (НА МАЙ 2002 ГОДА)
1995 $5,8--7,2 тыс.
1996 $7,4--7,9 тыс.
1997 $7,5--7,8 тыс.
1998 $8,7--9 тыс.
1999 $9--9,7 тыс.
ЦЕНЫ НА РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ (ДИЛЕРСКИЕ)
Фильтр масляный $2,5
Фильтр воздушный $11
Фильтр топливный $15
Свечи зажигания (шт.) $5
Колодки тормозные, пер./зад. $30/70
Диски передние тормозные (к-т) $120
Наконечник рулевой тяги $35
ШРУС наружный $170
Гидрокомпенсатор (шт.) $27
Амортизаторы, пер./зад. $60/45
Источник: