Автомобиль из категории компактвэнов - признак рационального отношения к своей жизни и все менее свободному пространству городов. А значит, вопрос и повседневной функциональности, и цивилизованности имиджа. По крайней мере, для современного европейца. Посему этот сектор рынка и растет буквально не по годам, а по месяцам, растет и будет расти, как бы ни относились к таким машинам у нас в России. Ситуация меняется настолько быстро, что те модели, которые сегодня являются эталоном практичности и вершиной инженерной смекалки, уже завтра могут оказаться в аутсайдерах.
Под эталоном в первую очередь я подразумеваю немецкий Opel Zafira с его семиместным салоном и прекрасно настроенным шасси. Если в начале года он еще удерживал свои лидирующие позиции, то сейчас получил смертельно опасную оппозицию в лице новейших Ford Focus C-Max, Renault Scenic II и Volkswagen Touran. Не секрет, что несколько лет назад и на Ford, и на Volkswagen притормозили разработку своих моделей, увидев в сентябре 1997 года на Франкфуртском автосалоне предсерийный образец опелевского компактвэна. Zafira оказался настолько удачным, что разработки конкурентов даже потенциально не дотягивали до его уровня! Пришлось начинать едва ли не с чистого листа, и лишь сегодня мы имеем честь лицезреть результаты труда сотен специалистов из Кельна и Вольфсбурга. Они представляют двойной интерес, поскольку могут дать ответ на ключевой вопрос: достигнут ли тот технологический отрыв от соперников, который позволит компенсировать упущенные годы и прибыли?
В принципе, немецкие компактвэны - тема для России достаточно новая: Zafira начал поставляться к нам только прошлой осенью, недавно пару ему составил Touran, с недели на неделю в продажу поступит Focus C-Max. Что ж, игроки первого раунда определены: ими станут Opel и Volkswagen. Прайс-лист на Touran включает в себя все существующие модификации, однако первыми в Россию пришли машины в версии 1.9TDI с "механикой". Доставшийся нам автомобиль оказался в стартовой комплектации с некоторыми опциями. В "базу" здесь входят ESP, шесть подушек, CD-ресивер и электроприводы передних стеклоподъемников. Из заказного оборудования - автоматический кондиционер Climatic, окраска "металлик", зимний пакет (подогрев сидений, омыватели фар, подогрев форсунок омывателей лобового стекла) и "техник"-пакет (круиз-контроль, бортовой компьютер, датчик наружной температуры).
Такому "Турану" по цене может быть противопоставлена топ-Zafira - версия 2.2 Elegance, да еще и с довеском опций. Комплектацию Elegance составляют противобуксовочная система, четыре подушки, круиз-контроль, полный электропакет, кожаный руль, легкосплавные диски и противотуманки. Наличествующие опции - "металлик", климат-контроль, CD-ресивер и зимний пакет (омыватели фар плюс подогрев сидений). Чтобы догнать Opel, из внушительного перечня допоборудования на Touran потребуется установить климат-контроль (+168 евро к кондиционеру), кожаный руль (166 евро), разделительную сетку в багажник (173 евро), задние тонированные стекла (206 евро), релинги (173 евро) и противотуманки (159 евро). Тысячи евро как ни бывало! Зато в преимуществах останутся ESP и пара подушек.
Однако это еще не все. Zafira в любом исполнении - семиместный автомобиль, в то время как за два дополнительных сиденья для "Турана" придется заплатить (721 евро). Но семиместный Touran в принципе невозможно укомплектовать запаской, которая даже для пятиместной версии является 237-евровой опцией. Придется обходиться ремкомплектом для бескамерных покрышек. Вот так, по-европейски!
Время было снисходительно к "Зафире": машина выглядит достаточно бодро, изящно и динамично. Один из самых внешне привлекательных компонентов опелевской гаммы! Напротив, Touran - типичный представитель фольксвагеновской породы: дизайн нового автомобиля в очередной раз порожден игрой со знакомым набором деталей и пропорций. Машина крепко сбита, грузна и современна. У нее есть новомодные штучки в виде ручек под естественный хват и повторителей поворотов на зеркалах. Зато Zafira по периметру защищена пластиковыми накладками, и это куда важнее. А задние боковые двери здесь закрывают колесные ниши, предохраняя одежду пассажиров от грязи. Touran не столь щепетилен.
Изнутри разница в целое поколение очень даже ощущается. Может, интерьер "Турана" излишне геометричен и "правилен", и по этой причине "холоден", зато он свежее. А еще он дружелюбнее - в эргономическом споре побеждает Volkswagen. Opel может похвастать разве что удобным многофункциональным рулем и элегантной приборной панелью. У обеих машин есть регулировка водительского сиденья по высоте и двухплоскостные регулировки рулевых колонок, но Zafira навязывает более высокую "городскую" посадку, в то время как Touran предоставляет водителю выбор. В "Зафире" напрягают выгнутые спинки передних кресел и расположенный далеко от передней панели рычаг КПП, в "Туране" же нет и намека на проблемы подобного рода. Компоновка центральной консоли близка к идеальной: и "музыка", и "климат" находятся буквально под рукой, причем управление ими не требует никаких интеллектуальных усилий. Качество звучания аудиосистемы выше, чем на "Зафире".
Количеством всевозможных емкостей "под мелочь" Touran повергает в шок. Над головами передних седоков - три откидных контейнера, сверху консоли - ящичек с крышкой, в подушках сидений - выдвижные боксы с полочками, в дверях - огромные карманы. "Бардачок" можно переключить в режим холодильника. В ногах задних пассажиров - подстаканник и подпольные емкости. В багажнике тоже хватает "потаенных" мест. Класс!
Продолжение следует. Каждое из трех сидений второго ряда "Турана" регулируется в продольном направлении и по углу наклона спинки. Можно сложить спинку, можно откинуть собранное кресло целиком, можно вообще вынуть его вон из машины. Вместо трех сидений можно оставить два, расположив их попросторнее. В общем, фольксвагеновцы заявляют, что число вариантов трансформации салона приближается к 500! Zafira попроще будет: во втором ряду здесь находится сдвигающийся диван с цельной подушкой. Каждая из трех частей его спинки регулируется по углу наклона или складывается. Для перевозки длинномеров складывается и спинка правого переднего кресла. В полу багажника прячутся два дополнительных кресла, которые собираются-разбираются удивительно легко, в один прием. Это и есть "гибкая" опелевская система Flex7. Правда, если пассажиров будет семеро, от них тоже потребуется известная гибкость: все сидящие на задних рядах будут испытывать сложности с размещением ног.
Хотелось бы отдельно похвалить обе машины за то, что стекла в задних дверях опускаются целиком. Что же касается багажников, то они примерно одинаково удобны. Но победа достается "Турану", чью пятую дверь в открытом положении при необходимости можно приподнять еще сантиметров на десять. Все гениальное просто! Да и привод замка двери здесь электрический, а не механический.
Многие страхователи считают, что страховая компания не будет оплачивать ремонт автомобиля, если автомобиль поцарапан при неудачной парковке, например,...