НИ ОДИН АВТОМОБИЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НЕ ДЕЛАЕТСЯ БЕЗ ОГЛЯДКИ НА КОНЪЮНКТУРУ РЫНКА, А ТОЧНЕЕ -- НА ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ. ИМЕННО ОНА, САМА ТОГО НЕ ВЕДАЯ, ЗАДАЕТ ВЕКТОР АВТОМОБИЛЬНОМУ ПРОГРЕССУ. ДИЗАЙНЕРЫ, ИНЖЕНЕРЫ И ПРОЧИЕ ЛЮДИ, СОЗДАЮЩИЕ МАШИНЫ, ЛИШЬ ИСПОЛНЯЮТ ЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ -- ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ США, ЕВРОПЫ И ЯПОНИИ. А УЖ ЗАТЕМ -- ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ. НАША СТРАНА ЕЩЕ НЕ ВХОДИТ В ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, А РОССИЙСКАЯ "ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ" СО СТОРОНЫ ВСЕ ЕЩЕ ВЫГЛЯДИТ СЛЕГКА ЧОКНУТОЙ. НО БЕЗУМНЫЙ СПРОС НА ИНОМАРКИ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАПАД СЕРЬЕЗНО СМОТРЕТЬ НА РУССКОЕ ПОЛЕ СБЫТА.
Вообще-то целевая аудитория в России уже есть, причем обширнейшая. Это все те, кто давно мечтал пересесть с безнадежных отечественных автомобилей на иномарки. В расчете на такую пропасть потребителей строят заводы по сборке доступных "фокусов", придумываются "логаны", адаптируются к местному производству не первой свежести "астры" и "гольфы". Есть и более обеспеченная целевая аудитория, для которой в Калининграде собираются "пятерки" BMW и вторые "хаммеры". Спрос на автомобили других классов удовлетворяется импортом и подогревается обширной рекламной кампанией. Вспомните, какие рекламные автомобильные ролики совсем недавно были пущены в ротацию на российском ТВ. Шведская Volvo во всю пропагандирует интеллект новенькой S80. Японская Nissan -- превосходящую все ожидания Teana.
Двигатель V6 NEO VQ35DE с системой бесступенчатого регулирования фаз и вариатор XTronic CVT-M6 оптимизированы друг под друга и обеспечивают Nissan Teana действительно классный и плавный разгон. Но если этим разгоном баловать себя постоянно, расход топлива вырастает многократно. На S80 восьмицилиндровый мотор ставится впервые. Его позаимствовали у SUV XC90, а главным достоинством мотора является не столько количество лошадок, сколько ровная характеристика момента, малый вес и очень малое значение вредных выбросов.
ХЛЕБНЫЙ КЛАСС. Формально обе машины, взятые для этого тест-драйва в максимальной комплектации, принадлежат к одному классу и могут составить конкуренцию самым популярным в нашей стране бизнес-седанам. Но в действительности между ними больше различий, чем сходств.
Teana, сделанная в расчете на весь евроазиатский рынок, не оставляет впечатления типичной японской машины. Разработчики, похоже, весь творческий процесс переложили на компьютерные мозги: забили в Exel подробнейшие данные по целевой аудитории, вплоть до последнего дня подачи налоговой декларации, вызвали таблицу стилей, опробованных на американской версии Nissan Maxima и японской Teana-предшественнице, подгрузили характеристики переднеприводной платформы и своих моторов, затем перетащили мышкой все это хозяйство в окошко "Teana Keygen" и распечатали результат --гладкую, дугообразную машину с широко раскрытыми на мир глазами фар. Не скажу, что дизайнеры Nissan чем-то удивили. Вот с "Примерой" трюк, помнится, удался на славу. А эта новинка получилась слишком рациональной и космополитичной. И еще есть подозрение, что в исходные коды кто-то из японских менеджеров все же тайком подгрузил плагин "уничтожение корейских конкурентов".
Новый S80 есть тоже результат оптимизации. Но какой! Чувствуется, что эту машину вылизывали: поставили на постамент прежнюю "восьмидесятку" и, не отрывая глаз от шедевра 1999 года, изваяли новый, очень похожий. Идея и характер остались, но в каких-то неуловимых деталях новика стала раз так в десять современнее, стремительнее и изящнее. Да и силовая основа под нее подведена более мощная -- есть переднеприводные модификации для типичных вольводрайверов с усыпленным 2,5-литровым моторчиком, а есть гребущие всеми четырьмя "лапами" 4,4-литровые зверюги.
ИДИЛЛИЯ НА ВЫБОР. Внутренний мир Teana создавался в расчете на восклицание "О, посмотри-ка!" и таким, в принципе, он и получился. Салон просторен (особенно в длину) и необычно скомпонован. Желая ублажить покупателя, "ниссановцы" предусмотрели массу интригующих штучек. Кресло водителя услужливо отъезжает для удобной посадки и автоматически подстраивается по номеру ключа. В кресло пассажира встроены массаж и выдвижная подушечка для ног. На крупный дисплей в центральной консоли (которым в общем-то уже никого не удивишь) они вывели цветное изображение с камеры заднего вида, размеченное "целеуказателями" для парковки. "Фича" весьма толковая, потому что за массивной кормой Teana можно многого не разглядеть, двигаясь задним ходом, по старой водительской привычке, в обнимку с пассажирским сиденьем. Опять же в нашей Teana штатной комплектацией были предусмотрены люк с электроприводом, интеллигентный чип-ключ, который не надо совать в замок зажигания, биксеноновые фары с функцией подсветки в поворотах AFS, 17-дюймовые литые диски, масса всякой автоматики и даже такой пустяк, как подсветка подлокотников. Учитывая современный 3,5-литровый V6 и передовую коробку-вариатор, для ценника в $45 000 очень неплохо. Да, в низшей комплектации Elegance 2.0 всего этого нет, но она и предлагается на треть дешевле.
Своим содержимым S80, напротив, сначала удивления не вызывает. Эффектную "парящую консоль" все уже видели. В остальном -- "Вольво" как "Вольво". Добрая половина буклета посвящена безопасности и защите здоровья пассажиров. Одних только примочек для тормозной системы, работающих вместе с адаптивным круиз-контролем, вон сколько -- одна следит за тем, чтобы вы не ударили кого-нибудь в зад, вторая сокращает тормозной путь, третья компенсирует возникающий в процессе торможения недостаток вакуума в усилителе, четвертая прогнозирует резкие торможения и подводит колодки к дискам, пятая дожимает педаль, если водитель в экстренной ситуации не может долго удерживать тормоз, шестая и седьмая -- ну все, кончаем -- ABS и еще что-то. Климат-контроль оснащен продвинутыми фильтрами, системой контроля качества воздуха и развитыми противоаллергенными вентиляционными функциями. Существует даже такая опция, как "датчик сердец". Персональный автомобильный коммуникатор Volvo сообщит вам, открыты ли двери машины, включена ли сигнализация, сидят ли в салоне люди. Добавьте активное шасси, работающее в трех режимах жесткости, полный привод и поперечно расположенный компактный V8, который при столкновении сам убивается об асфальт, а не убивает пассажиров, и вы согласитесь, что даже $80 000 за такой упакованный автомобиль -- это не так уж и дорого.
Пока для Nissan Teana палитра отделок не слишком щедра. Выбор красок для кузова ограничен тремя "металликами" и тремя перламутровыми цветами. Салон либо беж, либо черный, причем как для кожаной, так и велюровой версий. Скандинавская новинка может быть окрашена в один из тринадцати цветов, а для отделки интерьера конфигуратор предлагает одиннадцать различных вариантов из ткани, обычной и перфорированной кожи.
ВЕРШКИ ИЛИ КОРЕШКИ. Несмотря на значительную разницу в мощности моторов и настройке шасси, удовольствие от движения получаешь как в Teana, так и в S80. Nissan везет вас с комфортом типичного японского люкса. Рулевое управление притуплено, но прозрачно. Неровности дороги совершенно не досаждают. Шумоизоляция, если не открывать окон и люка, просто отменная. Особо стоит сказать о разгоне. Динамика впечатляет, но процесс ускорения при любых обстоятельствах протекает очень и очень плавно благодаря бесступенчатому вариатору XTronic. Инженеры добились от этого механизма отличной работы. Не надо ждать, когда железяки что-то там сделают друг с дружкой, чтобы выдать порцию ускорения, когда вы уже надавили на газ. Трогается машина без промедления. При средней акселерации стрелка тахометра взлетает до отметки 3500 и держится там, пока не наберешь нужную скорость. Если утопить педаль резко, мотор тут же послушно взвоет на 5500 оборотов и мощно ускорит Teana. А при включенном круиз-контроле мотор, кажется, вообще затыкается. Тихонько лопочет на 1500-2000, а бортовой компьютер пытается удивить вас ничтожным расходом топлива.
У шведов автомобиль получился горячим. Машина по дороге идет более собранно, руль приятно тяжелеет с ростом скорости, в виражах позволяет чувствовать характер покрытия и оценивать силу сцепления. А звук V8 чего стоит! Утробное низкое бульканье в миг превращается в упругое стальное тутти. На высоких оборотах "вольвовская" "восьмерка" не издает спортивной трескотни, но голос любого другого автомобиля рядом с S80 вам покажется сдавленным криком молящего о пощаде. И тащит машину этот двигатель с азартом -- р-а-з-з, д-в-а-а-а-а и сто. "Автомат" немного тупит, но выручают высокий крутящий момент на валу мотора и полный привод. На первой фазе разгона Volvo S80 ускоряется ощутимо интенсивнее Teana и уходит в отрыв от конкурента.
Однако если прикинуть другую динамику -- динамику продаж, то картина, наверное, будет противоположная. У технологичного Nissan больше шансов найти в нашей стране массового покупателя. А вот шведскому флагману, наверное, придется туго -- только поклонники марки. Все остальные, кто может купить машину за $80 000, вряд ли поверят, что Volvo окончательно стал премиум-брендом, а S80 -- красивее и роскошнее "очкарика" из E-класса. Сколько рекламы ни показывай...
НАПРЯГИТЕСЬ. То, какое впечатление произведет на вас Teana, в огромной степени зависит от цвета отделки. В таком варианте, как на фото, получаешь странное сочетание мрачноватых бесхитростных поверхностей и темных пустот. А вот светлый салон смотрится гораздо выигрышнее -- глаз сразу выхватывает и наслаждается идей, которую стремились воплотить японские дизайнеры. Торпедо словно рассечено ударом катаны по горизонтали, а центральная консоль эффектно выпячивается в салон. Чтобы дотянутся до кнопок управления кондиционером и аудиосистемой, не надо поддаваться вперед -- все под рукой. И чтобы запустить двигатель, не придется хлопать себя по карманам в поиске ключа -- поверни "вентиль" под правым подрулевым переключателем, и вся система Teana тут же оживет. Удобны кресла с широким диапазоном электрорегулировок и памятью -- правда, какой-то выдающейся фиксации бедер и плеч они не обеспечивают. Панель приборов упрощена. Есть нарекания к кнопкам, которые находятся под консолью (утоплены и слишком удалены), а также слева от руля -- их приходится искать на ощупь. "Галерка" устроена более продуманно: в широкий подлокотник встроены кнопки включения подогрева сидений, а сам диван отличается удобной спинкой.
РАССЛАБЬТЕСЬ. В темных тонах салон нового S80 смотрится недурно, а в таком исполнении, с перфорированной кожей на сиденьях, светлой обивкой и темными лакированными вставками, он вообще служит олицетворением не то что скандинавской роскоши, а шика вообще. И это несмотря на обилие пластиковых панелей. Формы просты и органичны (не напоминает ли вам форма козырька холмистый пейзаж?), материалы безупречны, а звучание аудиосистемы Dynaudio, разработанной специально под акустику S80 датским производителем хай-энда, -- это вообще пока самое лучшее из того, что когда-либо полагалось по штату автомобилям бизнес-класса. Эргономика почти совершенна. Радует ненавязчивая, не перегружающая информацией водителя работа бортового компьютера. Устранили шведы также одну из проблем "парящей консоли" -- в S40 кнопки, например, были сделаны мелкими и сбиты в кучу, что требовало от водителя снайперской сноровки, а здесь все на месте, привычек менять не надо. Между передними сиденьями установлена замысловатая, но не громоздкая конструкция, которая служит и удобным подлокотником, и вместительным хранилищем для всякой мелочевки.
ТЕКСТ РУСЛАН ТАРАСОВ, ФОТО АНДРЕЙ ДАНИЛОВ
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ ООО "НИСАН МОТОР РУС", (495) 961-2131, И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО VOLVO В РОССИИ, (495) 745-9780.
NISSAN TEANA 3.5 V6 CVT
ДВИГАТЕЛЬ БЕНЗИНОВЫЙ, V6
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ (КУБ. СМ) 3498
МОЩНОСТЬ (Л.С. ПРИ ОБ/МИН) 245 ПРИ 6000
МОМЕНТ (НМ ПРИ ОБ/МИН) 330 ПРИ 3600
ПРИВОД ПЕРЕДНИЙ
Коробка передач ВАРИАТОР
ДЛИНА/ШИРИНА/ВЫСОТА (ММ) 4845/1765/1470
МАССА СНАРЯЖЕННАЯ (КГ) 1589
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (КМ/Ч) 210
РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч (С) 7,9
РАСХОД ТОПЛИВА (ГОРОД/ШОССЕ, Л/100 КМ) 15,0/8,4
ЦЕНА В МОСКВЕ (ЦЕНА ПРОТЕСТИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ) ОТ $43 990 ($44 990)
VOLVO S80 V8 4.4 AWD
ДВИГАТЕЛЬ БЕНЗИНОВЫЙ, V8
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ (КУБ. СМ) 4414
МОЩНОСТЬ (Л.С. ПРИ ОБ/МИН) 315 ПРИ 6000
МОМЕНТ (НМ ПРИ ОБ/МИН) 440 ПРИ 3950
ПРИВОД ПОЛНЫЙ
Коробка передач 6-СТУПЕНЧАТАЯ, АВТОМАТИЧЕСКАЯ
ДЛИНА/ШИРИНА/ВЫСОТА (ММ) 4851/1861/1490
МАССА СНАРЯЖЕННАЯ (КГ) 1505
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (КМ/Ч) 250
РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч (С) 7,4
РАСХОД ТОПЛИВА (ГОРОД/ШОССЕ, Л/100 КМ) 18,7/8,6
ЦЕНА В МОСКВЕ (ЦЕНА ПРОТЕСТИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ) ОТ $74 900 ($82 500)
Источник: