КОМПАКТНЫЙ МИНИВЭН ИЗНАЧАЛЬНО ЗАДУМЫВАЛСЯ КАК СЕМЕЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. ТО, ЧТО ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ МОГУТ БЫТЬ ГОРАЗДО ШИРЕ, ПОКАЗЫВАЕТ ПУТЬ, ПРОЙДЕННЫЙ ОТ MITSUBISHI SPACE STAR ДО HONDA STREAM.
Мы выбрали эти два автомобиля не случайно. Во-первых, они оба относятся к модному во всем мире классу "компактных минивэнов", то есть концепция у них одна. Во-вторых, и тот и другой построены на платформе так называемого класса С (малого среднего). В-третьих, Space Star уже скоро три года как "живет" на российском рынке, а Stream -- самая свежая новинка. А вот с точки зрения цены они находятся на противоположных полюсах: Stream дороже на $9 тыс. Вот мы и решили посмотреть, насколько потребительские и ходовые качества машин оправдывают эту разницу.
КРЫЛЬЯ ИЛИ ХВОСТ? Даже при самом беглом взгляде на фотографии легко заметить, что Stream длиннее. Но не на пресловутые $9 тыс., а ровно на 52 сантиметра, которые приходятся на его заднюю часть. По высоте и ширине машины практически идентичны. И база у Honda также больше, на 22 см. Впрочем, это качество унаследовано от Civic последнего, седьмого поколения, который по данному параметру переигрывает своих одноклассников. Равно как и по оригинальной компоновке деталей под днищем, "ноу-хау" Honda, которое позволяет сделать пол автомобиля совершенно плоским.
Space Star снаружи более консервативен и по своим внешним данным ближе к традиционным универсалам. Точнее, к пятидверным хэтчбэкам. Но оригинальные молдинги и форма дверей с выштамповкой, переходящей с задней двери на крыло, а также пластиковые накладки порогов выглядят все же более выигрышно на фоне гладких боков Stream. Однако последний за счет резко скошенного капота-"клюва", более пологого ветрового стекла и плавной бортовой линии с вытянутым овалом бокового остекления приобретает весьма энергичный, даже в какой-то мере спортивный облик.
НЕОБХОДИМЫЕ АКСЕССУАРЫ. Основная идея "компактвэна" заключается в высокой функциональности и одинаковом удобстве для водителя и пассажиров. Начнем с водителя. В этой зоне внутренние размеры обеих машин одинаковы. Более дешевый Space Star укомплектован, как ни странно, богаче. Наряду с гидроусилителем, кондиционером, иммобилайзером, электростеклами и электрозеркалами и двумя передними подушками безопасности в нем мы обнаружили двухступенчатый подогрев передних сидений, встроенную аудиосистему с CD-проигрывателем и блокировку центрального замка специальной клавишей изнутри. Еще большой многофункциональный дисплей, где высвечивается забортная температура, время и запас хода по топливу. Stream же предлагает выбрать и установить магнитолу самостоятельно и вовсе не балует всякими дополнительными дисплеями. Даже традиционной регулировки яркости подсветки приборов у него нет. Зато есть еще две боковые подушки безопасности, а управление центральным замком осуществляется с брелока. Да и ткань на сиденьях побогаче будет. Правда, надо отдать должное Space Star, в передней части салона у него гораздо больше всяких ниш и ящичков, а над дверным проемом у водителя есть даже бокс для очков.
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО. Однако переберемся в пассажирскую (она же багажная) зону. Тут лидерство явно принадлежит Stream. В Space Star заднее сиденье может перемещаться вперед-назад на 15 см, его подушки и спинки складываются раздельно в традиционном соотношении 60:40, а спинки заднего сиденья еще имеют несколько положений наклона. Варианты трансформации салона в Honda способны поразить воображение. Сиденья второго ряда разделены на две равные части, которые либо перемещаются раздельно по горизонтали, либо складываются и целиком, и по частям. Среднюю часть спинки можно уложить вперед, и получится подлокотник с двумя глубокими "подстаканниками" в нем. И, конечно, главный козырь Stream -- третий ряд сидений (те самые дополнительные 52 см длины). Правда, есть одно "но". Когда он разложен, то багажник, как таковой, просто исчезает. Зато в сложенном состоянии сиденье полностью прячется в специальной нише, образуя совершенно ровный пол. Объемы багажного отделения производитель почему-то не афиширует, но на глаз, когда все сиденья сложены, получается никак не менее двух кубометров. Остается только один вопрос: а кто же будет ездить "на галерке"? Скорее всего, только дети. Ибо взрослому потребуются сложные гимнастические упражнения, чтобы туда попасть, да и низкий потолок заставит сидеть, согнувшись в три погибели. И вновь возникает вопрос: стоит ли это все дополнительных денег? Очень большой вопрос. Многовариантность трансформации очень удобна в самых разных ситуациях, но оценит ее, вероятно, каждый пользователь сам.
ВАГОННЫЕ СПОРЫ. Подогнав под себя сиденье, которое в обеих машинах имеет регулировку наклона подушки, отметим, что в Mitsubishi эта процедура осуществляется удобнее. Да телу, скажем так, в этом сиденье лучше. Руль регулируется по высоте в обоих случаях, только вот сама "баранка" в Space Star обтянута кожей. Впрочем, шероховатый пластик, из которого сделан руль Stream, выигрывает в другом: диаметр "баранки" меньше, а сама она удобнее. Вот если бы и обод был чуть толще -- совсем было бы замечательно.
Оба автомобиля оснащены автоматическими КПП с так называемым "ручным" режимом. Обе коробки, как явствует из описаний, обладают способностью подстраиваться под стиль вождения и позволяют тормозить двигателем в автоматическом режиме работы. Этот эффект более ярко выражен и заметен в Stream, в Space Star он как-то неочевиден. А вот "ручной" режим в обоих случаях заслуживает похвалы. Вверх передачи переключаются только принудительно, что позволяет очень динамично разгоняться, раскручивая мотор до предельных оборотов. При остановке КПП, работающая в "ручном" режиме, автоматически переходит на первую передачу. На принудительное переключение передач вниз, чтобы притормозить двигателем, Honda реагирует гораздо более выраженно. Двигатель, как и положено, ревет, и машина заметно замедляется. Коробка Space Star не реагирует на команду до тех пор, пока обороты не упадут до безопасного, по ее мнению, уровня. Но вот ведь что интересно. В режиме "ручного" управления КПП разница в разгонной динамике между машинами с такими, казалось бы, разными моторами мало ощутима. Сказывается, вероятно, почти равное соотношение веса и мощности: у Space Star эта цифра составляет 10 кг, а у Stream -- 9,1 кг на 1 л.с. Выходит, 98 против 154 л.с. оказываются вполне конкурентоспособны. Естественно, до определенного предела: запас мощности и крутящего момента дает о себе знать. Если Stream быстро, ровно и без напряжения достигает 180 км/ч и чувствуется, что это еще не предел, то Space Star тут явно проигрывает. Активно маневрировать на Mitsubishi и резко ускоряться лучше только в "ручном" режиме.
А вот по комфортности подвески и маневренности он почти не уступает и даже в чем-то превосходит Stream. Хотя по части управляемости, устойчивости и сопротивляемости кренам последний явно лучше.
ПЛАТА ЗА ЧТО? Итак, подведем краткий итог. Со Space Star все как будто бы понятно. Экономичный, удобный и практичный семейный автомобиль с высокой функциональностью, сумма потребительских качеств которого адекватна его российской цене. Уровень, так сказать, разумной достаточности. А Stream? Странный автомобиль. Вроде бы почти такой же семейный "компактвэн". Но с претензией. Настроенный больше на драйвера, чем на спокойную перевозку семейства. Стоят ли реально его дополнительные два пассажирских места и дополнительные "лошади" (возможен и более "щадящий" вариант -- 1,7 л с 125 л.с.) тех девяти тысяч долларов? По нашему мнению, скорее нет, чем да. И хоть за эти деньги вы получаете машину не только, чтобы "перевозить", но еще и "поездить", а также высокие технологии -- цена эта кажется явно завышенной на фоне своих не менее титулованных одноклассников. Каждый лишний дюйм Honda обойдется покупателю в $432.
ТЕКСТ АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН
АВТОМОБИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОМПАНИЯМИ "АВТОКОН МОТОРЗ", (095) 213-6195 (HONDA), И "РОЛЬФ ХОЛДИНГ", (095) 785-1978 (MITSUBISHI). СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ "ИНГОССТРАХ", (095) 956-5555.
Сдвиг по фазе
2001 год для концерна Honda стал новой точкой отсчета в истории этой компании -- в производство было запущено семейство моторов i-Series. К 2005 году ими будет укомплектован весь автомобильный модельный ряд компании.
Первой моделью, получившей новый двигатель i-VTEC, стала именно Honda Stream. Технология "i" позволяет повысить мощность двухлитрового двигателя на 20 процентов, а крутящий момент на средних оборотах -- на 10 процентов, сократив одновременно расход топлива и вредные выбросы примерно на 20 процентов. Конкретно заявленный расход топлива 154-сильного двигателя в смешанном режиме составляет 8,6 л/100 км, а содержание СО в выхлопе оценивается в 204 г/км. Мотор серии "i", по сравнению с двигателями предыдущего поколения, стал короче, уже и легче почти на 13 кг.
Своими отменными характеристиками двигатель обязан прежде всего передовой системе изменения фаз газораспределения, названной VTC (Variable Timing Control). В отличие от традиционного мотора VTEC, в новом двигателе изменяется и угол распредвала, заведующего впускными клапанами. Кроме того, впускной коллектор изготовлен из пластика и имеет изменяемую автоматически, в зависимости от нагрузки, геометрию тракта. А направление вращения коленвала идет по часовой стрелке.
МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ Mitsubishi Space Star Honda Stream
Страна-производитель Нидерланды Япония
КУЗОВ
Количество дверей/мест 5/5 5/5-7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый с электронным многоточечным впрыском
Расположение спереди поперечно
Рабочий объем (куб. см) 1584 1998
Число/расположение цилиндров 4/рядно
Диаметр цилиндра х ход поршня (мм) 76х87,3 86х86
Мощность, кВт (л.с.) при об./мин. 72(98) при 5000 113(154) при 6500
Макс. крутящий момент (Нм при об./мин.) 150 при 4000 186 при 4000
Система газораспределения/кол-во клапанов SOHC/16 DOHC/16
ТРАНСМИССИЯ
Привод передний передний
Коробка передач автоматическая 4-ступенчатая автоматическая 5-ступенчатая
ПОДВЕСКА
Передняя независимая, типа McPherson, на поперечных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости независимая пружинная на треугольных поперечных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя независимая многорычажная пружинная, стабилизатор поперечной устойчивости независимая пружинная, на треугольных рычагах с дополнительной поперечной балкой и стабилизатором поперечной устойчивости
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип шестерня-рейка с гидроусилителем интегрального типа
Мин. диаметр разворота (м) 10,4 10,6
ТОРМОЗА
Передние дисковые вентилируемые
Задние дисковые
ABS электронная 4-канальная с 4 датчиками
КОЛЕСА
Размер шин 185/65 R14 195/65 R15
Диски стальные 5,5х14 6Jx15
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС
Длина/ширина/высота (мм) 4030/1715/1515 4550/1695/1590
Колесная база (мм) 2500 2720
Колея передняя/задняя (мм) 1475/1470 1470/1470
Объем топливного бака (л) 55 50
Масса снаряженная 1205 1590
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скорость (км/ч) 171 190
Разгон до 100 км/ч (сек.) 14,5 10
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива (л/100 км): город/шоссе 10,7/6,7 12/8
Цена в Москве $18,8 тыс. $27,5 тыс.
Источник: