Дебют Mitsubishi Pajero четвертого поколения состоялся на Парижском автосалоне, но чтобы опробовать новинку в деле, нам пришлось отправиться на другой конец света – остров Хоккайдо.
Крайний север Японии
Япония, во всяком случае в том виде, в каком она предстает перед глазами в районе Токио и его окрестностей, – это сплошной конгломерат сросшихся городов, похожих на муравейники жилых кварталов, футуристических деловых центров и циклопических промышленных зон, уходящих в океан насыпными дамбами, год за годом отвоевывающими у водной стихии вожделенную сушу. Самый большой дефицит здесь не нефть или газ, а земля. Подумайте, ведь на Японских островах умудрились разместиться 128 млн человек, всего на 15 млн меньше, чем в бескрайней России! К тому же Япония отнюдь не равнина. Вся незастроенная, нераспаханная и не “расписанная” по различным организациям территория – это горы. Свободной земли в Японии нет. А несвободная жутко дорогая. Именно в Токио был установлен мировой рекорд цены за квадратный метр земельного участка – миллион долларов. Исключение составляет остров Хоккайдо, второй по величине из четырех больших японских островов, но заселенный всего 5 млн человек. Именно здесь и открывают свои самые современные полигоны все японские автопроизводители.
На бескрайних (по меркам Японии) просторах Хоккайдо затерялся и полигон “Токачи” компании Mitsubishi Motors. Вокруг – поросшие густым лесом холмы. Очень красиво и похоже на среднюю полосу России. Насколько природа близка здесь к людям, свидетельствует тот факт, что кроме обычных запретов на фотографирование и курение гостей встречают и другим предупреждением: “Осторожно! На территории полигона встречаются дикие животные!”
“Токачи” состоит из небольшого (2 км) многоцелевого кольца со значительным перепадом высот, сельского (по японским понятиям) шоссе, огромного (10 км) скоростного трека с длиннющими 2,5-километровыми прямыми и профилированными виражами, а также внедорожной трассы. Словом, здесь было все, чтобы по достоинству оценить новый Pajero.
Без революций
Pajero. Есть страны, в которых это название стало синонимом термина “внедорожник”, потеснив в коллективном сознании слово “джип”. За 25 лет по всему миру эта модель разошлась в количестве 2,5 млн экземпляров. Рейтинг лояльности среди покупателей Pajero в Европе составляет 70%. Именно интересами “постоянных клиентов” представители компании и объяснили свой подход к созданию четвертого поколения популярного внедорожника – эволюция. А ведь можно было ожидать совсем другого.
После появления на Франкфуртском автосалоне 2001 г. необычного концепта Pajero 2х2 Evo все ожидали, что серийный внедорожник следующего поколения унаследует его броские черты. Ожидания эти были тем более обоснованы, что отдельные черточки этого концепта перекочевали и на новый Outlander, и даже на новый пикап L200. А представленный в 2002 г. очередной “болид пустыни” для ралли-рейда “Париж–Дакар” так и вовсе явил собой, по заявлению создателей, “первый в истории промышленности пример превращения концепта в гоночный автомобиль”.
Однако никаких концептуальных революций в облике Pajero четвертого поколения не произошло. Компания решила сохранить верность эволюционному подходу, который Mitsubishi провозглашает основой философии своего развития. Выход новинки совпал с 25-летием модели. Поклонники немедленно узнают очертания старого доброго Pajero: перед нами все тот же силуэт статной и практичной машины с высоким и почти плоским лобовым стеклом и “кошачьими” фарами. Автомобиль, как и прежде, будет выпускаться в 3- и 5-дверном варианте с короткой и длинной базой. Однако в Россию будет поставляться лишь более практичный 5-дверный вариант.
Наибольшие изменения коснулись передней части и “кормы”, хотя форма крыльев также слегка подправлена. Передний бампер меньше выдается вперед, что придало внешности автомобиля более сбалансированный вид. Но опознавать четвертое поколение с первого взгляда будут по фарам и радиаторной решетке. Мотив ее тот же: три бриллианта вписаны в контуры священной Фудзиямы, однако прежняя тема решена более броско и более изящно одновременно. Задняя дверь все так же открывается вбок и все так же вправо, но “футляр” для запасного колеса отныне располагается по центру. По этому признаку легко отличить четвертое поколение сзади.
Новый Pajero сохранил не только узнаваемый облик, но и прежнюю конструкцию кузова – типа монокок со встроенной рамой. Правда, сообщается, что кузов стал более жестким, а независимая подвеска, также сохранившая прежнюю схему, получила новые пружины и перенастроена для более ровного хода, устойчивости на скорости и уменьшения кренов (на 25%!). “Нет причин менять архитектуру Pajero”, – утверждают представители Mitsubishi. И они правы.
Здоровый консерватизм
Появившись в 1981 г., эта модель постепенно стала мировым стандартом комфортабельного и надежного вездехода, владельцам которого не надо переплачивать за атрибуты, связанные исключительно с соображениями престижа, моды, пафоса и преодоления каких-либо комплексов, кроме внедорожного. В этой модели вы не найдете умопомрачительной роскоши, сногсшибательного дизайна или избыточных мощностей, которые в реальной жизни нужны лишь для того, чтобы щегольнуть ими в разговоре. Идеология Pajero заключается в том, что в конструкцию, оформление и состав систем этого автомобиля включается только то, что совершенно необходимо для машины, заслуживающей звания “современный внедорожник”, – не меньше и не больше. Можно даже сказать, что если вы покупаете что-то более дорогое, чем Pajero, то вы переплачиваете. А если пытаетесь сэкономить и купить что-то подешевле, то вы экономите на чем-то совершенно необходимом.
В целом компания посчитала, что нашла и реализовала в третьем поколении достаточно много удачных решений, от которых отказываться не имеет смысла. Это касается размеров и внешних данных. Это касается и внутреннего содержания. Так, знаменитая система полного привода Mitsubishi – Super Select 4WD, главная изюминка внедорожников Pajero, осталась в основе все той же. На смену второму поколению этой системы пришла третья ее генерация, дополненная функцией принудительной блокировки заднего дифференциала. Для чего это нужно, нам наглядно продемонстрировал один из испытателей компании Mitsubishi при помощи нехитрого приспособления.
Напомним, что система Super Select 4WD, “изобретенная” компанией в 1991 г. для Pajero второго поколения, позволяет водителю выбирать один из четырех режимов работы: 2H (повышенная передача, задний привод), 4Н (повышенная передача, полный привод), 4HLc (повышенная передача, полный привод с заблокированным центральным дифференциалом), 4LLc (пониженная передача, полный привод с заблокированным центральным дифференциалом). Причем подключать полный привод можно на ходу на скорости до 100 км/ч. Но главное, именно Super Select превращает Pajero в полноценный, без всяких натяжек, внедорожник. Теперь возможности этой системы расширились.
Во время предложенной нашему вниманию демонстрации водитель включил для начала режим 2H. Внедорожник слегка вкатился одним колесом на рампу, после чего одно из задних колес вывесилось и беспомощно закрутилось в воздухе, забрав всю энергию у своего “коллеги”. Далее водитель подключил передний привод и заблокировал центральный дифференциал. Внедорожник “подтянулся” на переднем колесе значительно выше, но в конце концов снова “завис”. И только заблокировав задний дифференциал, водитель заставил “приземленное” заднее колесо упрямо толкать автомобиль все выше, и выше, и выше.
Интересно, что “принудиловка” в отношении заднего дифференциала в России будет входить в стандартную комплектацию, тогда как в Западной Европе, где настоящее бездорожье еще поискать надо, это лишь опция. Стандартная комплектация для России, кроме того, предполагает, что SuperSelect 4WD III работает в одной связке с комплексом систем активной безопасности M-ASTC, включающим систему стабилизации, противобуксовочную систему и систему торможения двигателем на спуске. Специально для России усилена антикоррозионная защита кузова: количество оцинкованных деталей увеличилось в два раза по сравнению с предшествующей моделью.
Бензиновые версии для российского рынка будут поставляться с секвентальной АКП INVECS-II, которая автоматически настраивается в соответствии с индивидуальным стилем вождения. В принципе, решение верное, поскольку ни на асфальте, ни вне его никакого недовольства “автомат” не вызывает и какого-то заметного преимущества, за исключением цены, доступная в других странах версия с 5-ступенчатой МКП, которую также удалось опробовать на дизельной версии, не обещает. Более того, с “автоматом” у водителя средней квалификации все будет получаться лучше и динамичнее, а в городе АКП просто спасение. Ну а к услугам профессионалов и любителей поиграть рукоятью – ручной режим переключения.
На нашем рынке Pajero будут предлагаться с новым бензиновым 6-цилиндровым двигателем объемом 3,8 л с фирменной системой электронного управления фазами газораспределения MIVEC мощностью 250 л.с., а также новым 3,2-литровым 165-сильным дизелем DI-D (Direct Injection Diesel) с системой впрыска common rail. Причем оба двигателя будут поставляться в варианте для стран с холодным климатом. А что касается дизеля, то создана специальная модификация для России – Cold Zone Euro 2. Еще одно доказательство особого отношения Mitsubishi к российскому рынку, который стал для японцев № 1 в Европе.
Шумность дизеля уменьшена на 15%, а мощность возросла на 10 л.с. по сравнению с прежним Pajero благодаря турбине изменяемой геометрии. Куда больший прирост мощности у бензиновой версии. Это по-прежнему V6, но если старый 3,5 литровый GDI выдавал 202 л.с., то новый 3,8-литровый MIVEC, как уже сказано выше, – 250 л.с.
Японская поэзия
Интерьер обновился, хотя и здесь нет дизайнерских сенсаций. Упор сделан на удобство и эргономичность плюс современные материалы и высокое качество отделки. Хорошо читаемые шкалы приборов, между которыми размещены цифровые дисплеи (один из них “иллюстрирует” работу трансмиссии). Комфортабельные сиденья со всеми необходимыми регулировками. Удобный руль с множеством полезных кнопок. Все здесь понятно, все к месту.
За жизнь и здоровье людей помимо бдительной электроники и прочного кузова будут отвечать шесть подушек безопасности: двухступенчатые подушки водителя и переднего пассажира дополняются боковыми подушками и “занавесами” на окнах дверей.
Mitsubishi Pajero четвертого поколения доступен на российском рынке в трех вариантах оснащения: Intense, Instyle и Ultimate. Первая из перечисленных версий включает в себя климат-контроль, CD-ресивер и велюровые сиденья. В версии Instyle появляются кожаные сиденья и CD-чейнджер. Ultimate – это люк с электроприводом, аудиосистема премиум-класса, камера заднего вида с указанием траектории движения и DVD.
Продажи Pajero IV с двигателем 3.8 V6 в России начнутся в декабре 2006 г. Дизельная версия поступит на российский рынок весной 2007 г. О ценах пока ничего не сообщается.
Не могу удержаться от того, чтобы в заключение не процитировать строчки официального пресс-релиза, посвященного внутреннему оформлению Pajero: “Действующий умиротворяюще во время длительных путешествий и неподвластный моде, этот салон преобразует японское качество и утонченность в некичливый, но современный интерьер, где все детали доведены до совершенства и все работают с точностью часового механизма”. Не пресс-релиз, а песня! Стихотворение в прозе!
Вообще говоря, наиболее сильное впечатление на иноземца в Японии производят не автомобили, а люди, их создающие. Они кланяются друг другу. Распоряжения начальства они выслушивают по стойке смирно, а выполняют бегом. Провожая автобус с гостями, все бросают свои дела, выстраиваются на улице и остервенело машут на прощанье руками. Некоторые даже подпрыгивают. Они похожи на детей, играющих во взрослых. И еще есть нечто, объединяющее их всех – от президента до рабочего, – взгляд, которым они смотрят на автомобили. Честное слово, это взгляд поэта или влюбленного: в нем и гордость, и волнение, и напряженное внимание к объекту любви. Это и есть современная поэзия по-японски. Поэзия, возведенная в промышленный масштаб.
Экономическое чудо? Чудес не бывает. Есть отношение людей к своему делу.
Технические характеристики Mitsubishi Pajero
3.8L MIVEC 3.2L DI-D
Габариты, мм 4900/1875/1870 4900/1875/1870
Снаряженная масса, кг 2215 2300
Тип двигателя бензиновый V6 дизельный L4
Рабочий объем, куб. см 3825 3200
Макс. мощность, л.с./об/мин 250/6000 165/3500
Макс. момент, Нм/об/мин 329/2750 381/2000
Трансмиссия автоматическая 5-диапазонная автоматическая 5-диапазонная или механическая 5-ступенчатая
Привод подключаемый полный подключаемый полный
Макс. скорость, км/ч 200 нет данных
Время разгона 0-100 км, с 10.8 нет данных
Расход топлива (средний), л/100 км 13,5 нет данных
Леонид Ситник
Фото компании Mitsubishi Motors и автора
Источник: