
Lancer – всмятку, в хлам, вдребезги. Восстановлению не подлежит. А с людьми – ничего. Ни-че-го! Они остались целыми и невредимыми, зажатые в «жилой» капсуле подушками безопасности. Водитель, правда, жаловался на боль в боку, но местные эскулапы, слупив 99 евро за осмотр, сказали, что ничего страшного. Штурман полдня вычесывал из волос какую-то труху и смачно матерился. За ужином участники инцидента и сочувствующие коллеги успокоились добрыми дозами антистрессового. Употребили за второе рождение «лесорубов», за жизнеспасающий Lancer, а также за все то, что хорошо кончается.
Это – досадный эпизод паневропейского журналистского тест-драйва нового Mitsubishi Lancer в Финляндии, в окрестностях города Ювяскюля. Естественно, возникает зловещий русский вопрос: «Кто виноват?».
Машина уж точно не виновата. Это ведь обычный автомобиль массового класса, не раллийная зверюга – а в той ситуации, наверное, могла бы улететь и раллийная. Несомненно, виноват водитель, что он сам и признал. Гоночный азарт, недооценка трассы, явное превышение разумной скорости и т.п. Гравий – вещь опаснейшая. На нем, возможно, и самая продвинутая система курсовой устойчивости, будь она здесь, не спасла бы. Лично я по тем дорогам ехал осторожненько (хотя бы потому, что в маршрутной легенде было написано: «Внимание! Опасно!»), и все равно иногда слегка водило из стороны в сторону – гравий.
Конечно, сотрудники Mitsubishi восприняли случившееся как полный кошмар. Еще бы! Новейшая модель, презентация на носу, старт продаж не за горами – и тут нате вам. Однако нет худа без добра. Повторю: ситуация смертоубийственная – а люди невредимы. Это о многом говорит. Будем считать, что тест на пассивную безопасность новый Lancer выдержал блестяще...


Свежеиспеченный Lancer – третья (для Европы) модель Mitsubishi после Space Star и Outlander, выпущенная в рамках фирменной «новой волны» (есть еще Grandis, но он выйдет на европейский рынок позже, чем Lancer). Что есть «новая волна»? Это в первую очередь кардинальная смена стиля. Не в час по чайной ложке, не фейслифтинговыми мазками, а именно так – революционно, всерьез и надолго. Примерно как у Ford с его знаменитой New Edge. Революция зрела в японской компании давно, но перевести ее из подспудной стадии в явную смогли лишь весной 2001 года, когда шеф-дизайнером Mitsubishi стал Оливье Буле. С тех пор – девять концепткаров! Все созданы в русле новой философии, но каждый – с некой собственной «заявкой». Ну, и серийные пошли, как видим, весьма «экземпляристые».
Оливье Буле – личность примечательная. Про него говорят, что он умудряется одновременно витать в облаках (художник все-таки!) и крепко стоять на земле. Вот его видение новой дизайн-концепции Mitsubishi: «Уникальность автомобилей состоит в том, что их эмоциональная составляющая гораздо выше, чем у чего-либо другого производимого человеком»; «в новый стиль мы должны интегрировать все японское – от старинной архитектуры, графики и дизайна упаковки вплоть до последних достижений в области электроники»; «автоспорт для меня – постоянный источник вдохновения»; «основа – это мощная инженерная база»; «добавляем сюда типично японскую простоту форм и получаем концепцию стиля».

Это критиканское настроение на меня нашло, когда я садился в новый Lancer-седан – основным цветом для него будет серебристый.
Зато как же я порадовался, когда узнал, что базовым цветом универсала определен темно-красный! Этакое бордо хорошей выдержки и правильного розлива. Очень идет машине. Наверное, японцы вспомнили, что уланы (lancer в переводе с английского – «улан») – кавалеристы с пиками – в войсках многих стран были одеты в красное...
Что интересно, в кузовной гамме нет и не будет хэтчбэка. Это довольно непривычно, ведь у подавляющего большинства моделей гольф-класса именно хэтчбэк является основным типом кузова, от него пляшут при создании седана и универсала. Кстати, именно поэтому седан и универсал часто получаются не шибко удачными по дизайну – все заточено под основную версию, а другие как бы факультативные. У Lancer такой дискриминации нет, у него оба кузова – основные! Японцы позиционируют их как «два отдельных рыночных предложения» и особо подчеркивают, что универсал вовсе не является довеском к седану в модельной гамме. Поэтому, наверное, и базовые цвета разные – намек на самоценность каждой версии без привязки к другой.
Почему нет хэтчбэка? Потому что у этого типа кузова очень слабые шансы на японском и североамериканском рынках, и завозить его туда не имеет смысла. А в Европе, где хэтчбэки гольф-класса очень любят, слишком велика конкуренция. Вот японцы и решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Может, оно и правильно – упор на то, в чем сильны. Публика давно привыкла к тому, что Lancer – это либо седан, либо универсал. Ну и хорошо. Let it be, и флаг им в руки.
Почему седан и универсал пойдут на рынок не в одной упряжке, а «двумя отдельными предложениями»? Это чисто маркетинговый ход. По сути-то, конечно, модель одна, но разные кузовные версии приходится позиционировать по-разному в зависимости от рынка сбыта. В России седаны гольф-класса пока более популярны, чем универсалы. В Европе – наоборот. Соответственно, разделены и приоритеты. Рейтинг десяти важнейших рынков для нового Lancer (в порядке убывания), по прикидкам маркетологов Mitsubishi, будет выглядеть следующим образом. Седан: Россия, Израиль, Греция, Португалия, Германия, Ирландия, Турция, Швеция, Испания, Польша. Универсал: Германия, Швеция, Голландия, Норвегия, Швейцария, Италия, Дания, Финляндия, Россия, Австрия. Как видим, в «седанном» списке мы первые, а в «универсальном» – лишь девятые.
Сказанное вовсе не означает, что седаны нам будут продавать на каждом углу, а универсал днем с огнем не найдешь. Рейтинги составляют исходя из ожидаемого спроса. Спросишь универсал – его и получишь. Он будет стоить примерно на $1,5 тыс. дороже седана при прочих равных условиях.
Моторная гамма для нового Lancer состоит из трех бензиновых двигателей: 1,3; 1,6 и 2,0 л мощностью, соответственно, 82, 98 и 135 л.с. Все удовлетворяют экологическим нормам «Евро 4». Разблюдовка по кузовам ожидается следующая. У универсала не будет слабоватого для «грузовой» машины мотора 1,3 л. У седана на первых порах не будет мощного двухлитровика – эта версия появится лишь весной следующего года.

А теперь о том, что удалось откатать и прочувствовать.
Седан с мотором 1,6 л и «механикой». Выражение «то, что доктор прописал» – в данном случае как раз про этот движок. Неспроста он назначен основным в моторной гамме Lancer. Не зверь, но и не рохля. Все, что на него возложено, отрабатывает отлично. Никаких сюрпризов, никаких провалов.
Неплох 1,6-литровый мотор и на универсале. Но, скажем так, – почти впритык. Не пугайтесь, он нормально тянет на всех режимах, однако здесь у него запас возможностей ощутимо меньше, чем на седане. Это понятно: во-первых, есть кое-какая разница в весе кузовных версий, во-вторых – в аэродинамике, парусность у универсала, конечно, побольше будет. Впрочем, почувствовать разницу в поведении движка там и сям можно лишь когда скачешь с одной машины на другую, как это делал я в процессе тест-драйва.
Ездовые повадки у 1,6-литрового Lancer – самые обыкновенные. Это машина без акцентов, нормальнейшая массовая модель. Едет. Хорошо едет. Обеспечивает вполне комфортную перевозку людей и груза. Что еще требовать от авто такого класса?
На асфальте седан и универсал по повадкам близки. А на упомянутом злосчастном гравии различия проявились только в том, что универсал чуть больше водило в стороны – но заметно это было лишь при достаточно активной рулежке.
Особняком в гамме стоит универсал с 2-литровым мотором. Он заявлен как «спортсмен», и действительно соответствующие претензии тут хорошо просматриваются. Взять, например, интерьер. В отличие от салонов «неспортивных» версий, выполненных в спокойном стиле, салон 2-литрового универсала весьма эмоционален. Белые циферблаты приборов, кожаный трехспицевый руль Momo, слегка ковшеобразные передние кресла, черный велюр с перфорированными вставками, кожа и хром на рычагах КПП и «ручника»... Естественно, и в техническом плане машина определенным образом «взъерошена». Уменьшен дорожный просвет (135 мм против штатных 165 мм), поставлена растяжка между опорами стоек передней подвески, предусмотрены литые 16-дюймовые колесные диски с пятью двойными спицами, низкопрофильная резина 195/50VR16... Кроме того, спортуниверсалу полагается особая Коробка передач: 5-ступенчатая, как и у машин 1,3 и 1,6 л, но передаточные отношения другие, «заточенные» под более агрессивный стиль вождения.
Ходит спортивный универсал очень и очень хорошо. Резвый такой, собранный, поджатый, в меру жесткий. Рулить им просто приятно. Правда, агрессивный стиль вождения в Финляндии не приветствуется. Максимум, на что имеешь право в окрестностях города Ювяскюля, – стольник в час. И очень много участков, где скорость ограничена до 60, 50, 40... Это, в общем-то, оправдано, поскольку дороги узкие и извилистые, и их качество далеко не везде соответствует расхожим представлениям о европейских шоссе, да и «населенки» много. По-серьезному нарушать ПДД не хотелось – финская «гаишня» славится своей свирепостью. Дисциплину хулиганить нельзя – здесь вам не тут. Тоскуя за рулем спортуниверсала под гнетом бесчисленных ограничений, я все думал: откуда в элите мирового автоспорта такое множество финнов? Как умудряются все эти Хаккинены-Мякинены вырастать в супергонщиков, если их с детства давят такой дорожной дисциплиной? Наверное, только из чувства протеста...
Но вернемся к нашим машинам. На резонный вопрос – какой кузов нового Lancer лучше – отвечу: лучше – оба, но универсал понравился больше. Стилистика у версий, естественно, общая (кстати, некоторые элементы дизайна унаследованы от «изначального» Lancer 73-го года и «итальянского» EX 78-го – преемственность!), однако у универсала линии как-то красивее, формы завершеннее, индивидуальности побольше. Да и с функциональностью у него получше – японцы не зря выпячивают в пресс-релизах тот факт, что в автомобиль влезают предметы длиной до 2630 мм. Можно и в отпуск всей семьей, с тещей и собакой...
Как мы уже сообщали, европейская премьера нового Lancer-седана состоится в августе на Московском автосалоне. Универсал представят в сентябре во Франкфурте. И сразу после презентаций они пойдут в продажу. Ориентировочный диапазон цен на машины с двигателями 1,3 и 1,6 л такой: $13.990-17.850. Базовую комплектацию обещают отнюдь не пустую. Стоящий особняком спортуниверсал с мотором 2,0 л особняком же пойдет на рынок: он появится в продаже в начале следующего года, и цена его будет крутиться где-то в районе двадцатки.
Сергей Сорокин