Управлять этим донельзя проворным автомобилем не только приятно, но и на удивление безопасно.
Мой новый приятель - сорванец и шалопай
Чем дольше смотришь на это веселое лупоглазенькое чудо, тем больше оно нравится. Щурясь от утреннего солнца во дворе деревенской гостиницы, я постоянно ловлю себя на том, что рот мой расплывается до ушей в непроизвольной улыбке: ну что за симпатяга, что за сорванец! С этим автомобильчиком хочется поскорее познакомиться, сдружиться. Его залихватская внешность так подходит буйству весенней зелени, бескрайней сини Атлантического океана, белым домикам под ярко-красными черепичными крышами португальской глубинки на самой западной окраине Европы. А главное - едва сдерживаемая веселая агрессия, что прорывается невзначай лишь в огромных колесных дисках, резком красном росчерке буквы "S" на крыльях, упрямой морщинке воздухозаборника на покатом лобике капота, так и просит - вперед, помчимся по этим извилистым узким дорожкам! Тебе понравится!
Такой большой "Мини"
При всей притягательности идеи создать современную интерпретацию оригинального "Мини" 1959 года - совсем не простая задача. Едва ли автомобиль длиной 3,04 м, шириной 1,44, и высотой 1,35 (таковы были размеры настоящего "Мини") реально втиснуть в нынешние нормы пассивной безопасности. Да и посадка водителя в той машине вряд ли вызовет у нынешних автомобилистов бурю восторга. Во-первых, потому, что даже при скромном росте там приходилось изрядно сгибать ноги, а во-вторых, потому, что за 40 с лишним лет человечество изрядно подросло, и прежде высокий джентльмен оказался ростом с нынешнюю восьмиклассницу.
Так что новый "Мини" только кажется маленьким. Он подрос в длину на 615 мм, в ширину на 250 и в высоту на 70, хотя дорожный просвет уменьшился. Но больше всего выросли колеса. Если первые "мини" носили 10-дюймовые шины, то их потомок требует минимум 15-дюймовой "обувки". "Мини-Купер-S" и вовсе не комплектуется шинами меньше 16 дюймов, а в версии "Спорт" стандартными стали покрышки размером 205/45 R17.
Впрочем, для "Мини-Купер-S" годятся не любые шины - дело в том, что в нем не предусмотрено место для запасного колеса. Поэтому применяются специальные покрышки, на которых в случае прокола можно проехать еще 150 км со скоростью до 80 км/ч.
Эталон для малышей
Широко открывающиеся двери упрашивают быстрее сесть за руль. Но первое же, что я с удивлением обнаружил - несмотря на скромные габариты, "Мини" не для тесных парковок. С открытыми дверями ширина машины превышает длину. Впрочем, долой все эти скучные материи, поглядите лучше, какая красотища ожидает вас внутри! Как отмечал шеф-дизайнер Герт Хильдебранд, которому немецкое руководство поручило довести до совершенства английский проект, "изнутри "Мини-Купер-S" столь же уникален, как и снаружи. Самые высококачественные материалы, органичное сочетание формы и цвета сделают его интерьер новым эталоном для всех малых автомобилей".
Может быть, немного торжественно, зато сущая правда. Богатое кожаное сиденье с плотной боковой поддержкой сделано немного более мягким, чем того требуют немецкие традиции. Возможно, благодаря этому возникает ощущение, что в "Мини-Купер-S" не просто садишься, а как бы надеваешь его на себя. Размер салона не вызывает клаустрофобии, да и за рулем достаточно места для рослых водителей - у средних над головой остается не меньше 10 сантиметров. К одной лишь особенности посадки придется привыкнуть - длинная рулевая колонка заставляет сгибать руки немного сильнее, чем обычно. Зато в результате получается характерная современная гоночная посадка.
Готов поспорить на что угодно, спидометр, расположенный посередине передней панели, вы не забудете никогда! Просто он такого размера, что не бросаться в глаза не может - примерно с десертную тарелку.
ОГРОМНЫЙ ЛЮК в крыше можно получить за доплату
Укротитель плюшевых медведей
А теперь - скорее, скорее! - поворачиваем ключ, нажимаем на газ, и вперед, по тем самым извилистым португальским дорожкам! И тут же я обнаруживаю, что несмотря на гигантские размеры спидометра все внимание здесь - тахометру. Необходимо тщательно следить, чтобы стрелка не опускалась ниже отметки "3" - только так гарантировано мощное ускорение при малейшем нажатии на педаль газа. Ниже мотор, в принципе, едет, но не то чтобы здорово.
Потому орудовать коротеньким рычагом коробки передач (6-ступенчатой!) приходится довольно часто. Но сказать, что это тяжкая обязанность, будет несправедливо: короткие ходы и четкая фиксация делают процесс максимально приятным. Точно такие же эмоции вызывает и толстый бублик руля: удобный, безукоризненно чувствительный и в то же время немного тяжеловатый. Он не напрягает на максимальной скорости, позволяет хорошо чувствовать машину в повороте и при этом имеет всего 2,5 оборота "от упора до упора".
Но погодите, главное впереди. Не секрет, что многие мощные переднеприводные машины просто не могут реализовать свои силы на извилистой трассе. "Зажатая" ради управляемости подвеска приводит к вывешиванию внутреннего в повороте колеса, а дифференциал с радостью перераспределяет крутящий момент в пользу подвешенного. В результате много визга, дыма и рывков на руле при мало-мальски интенсивном ускорении. "Мини-Купер-S" - совсем иное дело: здесь за рулем поначалу кажется, что двигатель недодает мощности. Даже с отключенной противобуксовочной системой автомобиль наотрез отказывается свистеть и дымить покрышками на асфальте - только катапультирующее ускорение на выходе из поворота напоминает о том, что под коротким округлым капотом немалый табунчик в 163 "лошадки".
Перебрал со скоростью на входе в поворот? Не бойся, тормози прямо на дуге поворота. Передавишь, поправит АБС с дифференцированным торможением в повороте. Машина сама разберется, что делать дальше. Даже вмешательство электронной системы контроля устойчивости чувствуется не строгим окриком "Стоять, куда пошел!", а неназойливым "так будет лучше...". Можно еще долго восхищаться настройкой шасси или спорить о том, что лучше - легкость и "нейтральность" 16-дюймовых шин или уверенность и мощный выход из поворота 17-дюймовых, но и то и другое напоминает наукообразную дискуссию эстетствующих технократов. С этим автомобилем не надо спорить. Просто он - продолжение вашего собственного "Я".
Не подумайте, что "Мини-Купер-S" недостаточно мощный или спортивный. Просто управление этим донельзя проворным автомобилем так же безопасно, как укрощение плюшевых медведей.
Родом из Оксфорда
"Самая сложная проблема, с которой мы столкнулись после начала производства в апреле 2001 года, - с гордостью признал Герберт Диесс, директор завода БМВ в Оксфорде, где собирают все три модификации "Мини", - состояла в скорейшем наращивании объемов выпуска".
Предприятие оснащено по последнему слову техники - только для изготовления кузова используется 229 промышленных роботов. В две смены четыре с половиной тысячи рабочих могут выдавать 500 автомобилей в день, но минувшей зимой завод перешел на работу в три смены, так что планируемый уровень в 100 тысяч машин в год может быть превышен.
Купер и супер
Младшие модели "Мини-1" и "Мини-Купер" от своего самого спортивного братца отличаются, помимо внешних деталей и комплектации, мощностью двигателя в 90 л. с. и 115 л. с. соответственно. При равном рабочем объеме и идентичном устройстве разница выражается в настройке впрыска и газораспределения. В первом случае это тяговитый и экономичный мотор, во втором - явно со спортивными амбициями.
Если моторный отсек "Мини", зажатый между огромными колесными нишами и прикрытый низким выпуклым капотом, не позволяет втиснуть более "объемистый" двигатель, надо выжимать все соки из имеющегося. На помощь пришел приводной компрессор. Почему приводной, а не турбо? Потому, что для "Мини-Купер-S" главное не цифры в технической характеристике, а удовольствие от вождения. Конечно, турбонаддув позволяет получить большую мощность, но способность машины четко следовать за малейшим движением уходит. Вместо послушного и легкого в управлении автомобиля получается гоночный монстр, не прощающий ошибок с выбором передачи и работой газом.
И все же полностью "утрамбовать" мотор под капотом не удалось - для радиатора охлаждения наддувочного воздуха пришлось сделать специальный воздухозаборник, ставший главной отличительной чертой "Мини-Купер-S".
Маленькое чудо большого "Мини"
Вечных автомобилей не бывает. Любая легенда рано или поздно уходит в прошлое, а любому чуду техники спустя десятилетия уготована участь музейного экспоната. Потомки его создателей будут удивляться необычности решений, архаичной технологии и уникальным качествам машины, созданной многие десятилетия назад. И возможно, кто-то из них пожалеет, что не застал того времени, когда конструкторы создавали автомобили, ориентируясь на свои идеи, а не на тщательно отсортированные данные маркетологов. Увы, время вернуть невозможно. Но реально создать технически совершенную иллюзию былого. Такую, например, как "Мини-Купер-S".
У этой машины есть немало других козырей: от потрясающего шасси до стильной и дорогой отделки. Не стоит думать, что английский дизайнер Джеф Юпекс и инженеры БМВ вернули нам прежний "Мини". Это совсем другой автомобиль, не спартанское и дешевое средство передвижения для четверых, а тот "Мини", который хотят видеть сегодня - машина для разборчивых покупателей с высоким уровнем доходов и амбиций. Хотя современный "Мини" стоит отнюдь не дешево, он вовсе не показатель обеспеченности или социального статуса своего владельца. А призван скорее выражать его нестандартный образ мыслей и независимый характер. Все есть у этого сорванца - и легкий налет модного ретро, и совершеннейшая механика, и всепроникающая забота о безопасности, и спортивная жилка, что тоже весьма модно и актуально сегодня, в эпоху фитнес-клубов и повального увлечения собственным здоровьем. Быть может, он, как и его скромный предшественник, проживет долгую жизнь и станет для нынешнего поколения "настоящим". И это будет маленькое чудо большого "Мини".
На заднем диване с раздельной складной спинкой на удивление МНОГО МЕСТА
Mini Cooper S
Общие данные
Снаряженная масса, кг
1065
Длина х ширина х высота, мм
3655х1688х1416
База, мм
2467
Колея спереди/сзади, мм
1453/1460
Максимальная скорость, км/ч
217
Время разгона 0–100 км/ч, с
7,4
Двигатель
Расположение
спереди поперечно
Конструкция
4-цилиндровый, рядный
Число клапанов на цилиндр
4
Рабочий объем, смз
1598
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин
163 (120) / 6000
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) при об/мин
21,4 (210) / 4000
Шасси
Источник:
Трансмиссия
привод на передние колеса
Коробка передач
6-ступенчатая механическая
Тормоза
дисковые вентилируемые
Размер шин
195/55 R16
Анатолий Фомин