Тест-драйв Mini Cooper. Мишка на севере

В ходе январского автопробега из Москвы в Петербург культовый хэтчбек Mini проявил себя на зимней трассе с лучшей стороны. Чтобы окончательно убедиться в его бойцовских качествах, мы отправились на родину Санта-Клауса.

Говорят, здесь, в столице Лапландии Рованиеми, тоже бывает лето. Сейчас, при минус 25 с ветром, в это верится с трудом. И десяток разноцветных Mini, зябнущих на льду заснеженного озера, кажутся совершенно беззащитными существами, особенно те, что выкрашены в желтый цыплячий цвет.

Впрочем, мы уже знаем, что внешность обманчива, и малыши способны на многое. Еще лучше в этом осведомлен Рауно Аалтонен — легендарный финский гонщик, одержавший на Mini первого поколения не одну блистательную победу в зимних условиях (например, в престижном ралли «Монте-Карло» 1967 года). Сегодня «профессор ралли» помогает понять преимущества современных Mini. И хотя теперь, сорок лет спустя, машина стала другой — более мощной, комфортабельной, безопасной — и перешла из «народного» класса в элитный «премиум», принципы ее укрощения остались прежними.

«Все начинается с правильной посадки», — учит Рауно. Его рекомендации: слегка наклонившись вперед, плотно придвинуться к спинке и, распрямившись, зафиксировать тело; руки и ноги слегка согнуты; ладони плотно охватывают руль, правая рука — на уровне трех, левая — девяти часов; перемещать руки только по верхней части руля — никаких перехватов снизу (впрочем, в большинстве случаев вращать баранку «от и до» не потребуется). «Не забудьте обесточить музыку и переключить печку на первую, тихую скорость», — напоминает «профессор». Это чтобы лучше слышать мотор, тембр звучания которого поможет правильно управлять акселератором.

Разогнавшись километров до сорока, входим в первый обозначенный фишками вираж. Система стабилизации движения позволяет сделать это без проблем, но и без куража — как в замедленном кино. Рауно предлагает отключить систему. Без электронных «тисков» Mini становится гораздо азартнее и, бешено вращая шипованной резиной, устремляется вперед. Уверенно, словно по асфальту, преодолев пологую «змейку», приближаемся к широкому левому повороту на 180 градусов и, вывернув колеса... уходим по прямой. «Причина вылета — необоснованно высокая скорость на входе», — резюмирует Рауно.

Пробуем еще раз. Предварительно снизив темп, ныряем в вираж. Казалось бы, все сделано правильно, но машину разворачивает «против шерсти». «Колеса нужно выворачивать лишь слегка, — рекомендует титулованный наставник, — этого вполне достаточно, если в эпилоге маневра чуть подтормозить».

Очередная попытка. Первая фаза — сбросить газ. Вторая — слегка дернуть рулем в противоположную от поворота сторону. Затем, вывернув колеса на небольшой угол, подтормозить, после чего поддать газу. Реализация наставлений мастера приводит к закономерному результату: переднеприводной Mini, изящно закинув корму и облизывая передними колесами внутреннюю траекторию, послушно проходит поворот.

«А вот в таком крутом реверсном вираже, как этот, — продолжает Рауно, — не обойтись без коррекции ручником». Итак, сбросить газ, качнуть рулем, затем слегка повернуть его по курсу, ручник, газ на выходе. Главное, не перебарщивать с ручником, иначе развернет в два счета.

Нехитрые и, в общем-то, известные советы из уст «летающего финна» вселяют дополнительную уверенность. С каждым новым «кругом» темп нашего движения возрастает.

Послушно вальсирующий на льду Mini Cooper заставляет задуматься о его высочайшем потенциале управляемости. Ведь ни один нормальный человек не станет творить подобные безобразия на обычной зимней дороге. Добавим сюда отменные, «прямолинейные» в работе тормоза, позволяющие очень точно дозировать усилие на педали и к тому же снабженные корректно помогающей замедляться на скользком покрытии антиблокировочной системой; упругую и вместе с тем не «дубовую» подвеску, которая, терпеливо «глотая» неровности, способна эффективно противостоять кренам в поворотах; податливую коробку передач (пятиступенчатая «механика») с высокой избирательностью и точностью включений, а также короткими ходами рычага; классный обзор, способствующий адекватной оценке окружающей дорожной ситуации… В общем, Mini готов на большие дела. А в умелых руках — и на подвиги.

Словно прочитав эти мысли, «профессор» Аалтонен предложил продемонстрировать возможности Mini под своим руководством. Темп «танцев на льду» в исполнении маэстро вырос на порядок. Безупречность сопровождаемых снежными вихрями «па» достигла предела. Глядя на феерическое действо, невозможно было не удивиться молниеносному перевоплощению Mini из обаятельного городского пижона в уверенного в своем превосходстве бойца. И когда Рауно эффектным филигранным разворотом на триста шестьдесят градусов со ста километров в час завершил показательные выступления, стало ясно, что аллегорический девиз мероприятия «Mini покоряет Северный полюс» соответствует результатам испытаний: Mini прошел проверку Севером.

РАУНО ААЛТОНЕН

Рауно Аалтонену — 66. С 11 лет стал участвовать в гонках на моторных лодках, затем в мотогонках и авторалли. Летом выступал на Mercedes-Benz, зимой на Saab. В 1961 году стал «Мастером ралли» в Финляндии. В 1962-м в составе команды BMS стартовал на этапе в Монте-Карло на Mini Cooper. Через год в той же гонке и на той же машине стал третьим в общем зачете и первым в классе. В 1965-м — победы на интернациональных ралли Europameister. В январе 1967-го превосходный стиль вождения и правильный выбор резины позволили «летающему финну» (так его прозвали в народе) выиграть «Монте-Карло» в «абсолюте».

В последующие годы работал испытателем Lancia, Saab, Nissan, Citroen, Fiat и Opel. В 1976-м, став «профессором ралли», вместе с Борисом фон Брайтенбухом основал школу тренинга по вождению BMW и стал ее главным инструктором.

Текст: Игорь Кузнецо

 

Источник:  Журнал "5 Колесо" [04/2004]

 

Дорожный просвет (клиренс)

Дорожный просвет (клиренс)

Дорожный просвет — расстояние от опорной плоскости, на которой находится автомобиля, до самой нижней его точки, не считая...

Объезд препятствий с выездом на встречку - незаконное лишение и иногда штраф

Объезд препятствий с выездом на встречку - незаконное лишение и иногда штраф

Одна из самых спорных дорожных ситуаций - объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен...

Противостоять автоподставам - реально!

Противостоять автоподставам - реально!

Автомобильных мошенников в наши дни на дорогах огромное количество, и как следствие подобной ситуации  их жертвой может каждый. Как же...

Отличия бензинового двигателя от дизельного

Отличия бензинового двигателя от дизельного

Многие автовладельцы перед покупкой автомобиля не могут определиться с двигателем будущего "железного коня". Так какой лучше двигатель бензиновый или дизельный?...

Ваши действий при столкновении или наезде на препятствия

Ваши действий при столкновении или наезде на препятствия

Многие страхователи считают, что страховая компания не будет оплачивать ремонт автомобиля, если автомобиль поцарапан при неудачной парковке, например,...

Досмотр, осмотр, обыск транспортного средства

Досмотр, осмотр, обыск транспортного средства

Многим автолюбителям наверняка приходилось слышать просьбу автоинспектора открыть багажник для досмотра, часто мотивируя, что это не досмотр, а осмотр транспортного...

Машина – в кредит, страховка – в нагрузку

Машина – в кредит, страховка – в нагрузку

Все автомобили, приобретаемые в кредит, подлежат обязательному страхованию от угона и ущерба, на весь срок действия кредитного договора.

Гибридный автомобиль

Гибридный автомобиль

Гибридный автомобиль - автомобили, в которых электрический двигатель работает в паре с двигателем внутреннего сгорания.

Назван самый безопасный автомобиль в Европе

Назван самый безопасный автомобиль в Европе

Европейская организация EuroNCAP назвала семь самых безопасных автомобилей 2009 года.