Одним из экспонатов прошлогоднего московского автосалона был автомобиль категории Street Rod, построенный на базе Mercedes-Benz 230 1938 года выпуска. Мнения о нем знатоков и ценителей автостарины тогда разделились. Полемика была острой... Одни, придерживающиеся ортодоксальных взглядов на реставрацию, доказывали, что машина безнадежно испорчена, дух и стиль времени полностью утрачен. Их оппоненты утверждали обратное - автомобиль получился превосходный, он может служить эталоном отечественного хот-роддинга и должен быть занесен во все каталоги...
Поскольку наш журнал всегда уделял внимание неординарным автомобилям и, в частности, старинным и реставрированным, мы решили попробовать разобраться в ситуации. По горячим следам этого сделать не удалось - ко времени начала MIMS машина была собрана "на живую нитку", только для показа. Доводка ходовой части заняла полгода, и только в апреле появилась возможность провести полноценный тест-драйв.
Сначала немного истории. Исходный автомобиль, Mercedes-Benz 230 W143, сошел с конвейера в 1937 году. По современной классификации, он относится к верхушке среднего класса, чуть-чуть не "дотягивая" до представительского.
В нашу страну он попал еще до войны и обслуживал германское посольство. После его закрытия в 1941 году автомобиль был приписан к одному из правительственных гаражей. В 50-х годах машина была передана частному лицу и за последующие 20 лет сменила только двух хозяев. Вплоть до 1970 года автомобиль был на ходу, но потом большинство агрегатов постепенно исчерпали свой ресурс. Оригинальные запчасти достать было невозможно, приспособленные детали отечественного производства служили недолго, и очень скоро затраты на ремонт оказались настолько велики, что хозяин предпринял попытку радикального переоборудования машины под агрегаты ГАЗ-21. Энтузиазма его хватило ненадолго - работа осталась незавершенной. Самым печальным было то, что демонтированные оригинальные детали он либо выбросил, либо раздал знакомым.
В общем, "останки", попавшие в руки реставраторов, имели вид весьма плачевный. "Родными" были лишь кузов, рама, корпуса фар и некоторые детали отделки. Воссоздавать оригинальный автомобиль, имея подобные "исходные данные" - совершенно нереальная в наших условиях затея, но и никак их не использовать тоже было жалко... Решили пойти на компромисс: минимально переделывая сохранившиеся элементы, установить взамен утраченных узлов детали современного производства. Причем, чтобы получившаяся машина могла с полным правом называться Mercedes, все они должны были быть родом из Штутгарта. Благо в наше время недостатка в них нет. Прикинув, что к чему, авторы поняли, что в качестве "донора" больше всего подойдет Mercedes-Benz 280 W116.
Соответствующий автомобиль был куплен, и работа началась. По размерам и монтажным узлам его подвеска и трансмиссия отлично вписывались в "реципиента". Исключение составлял современный 6-цилиндровый двигатель, оказавшийся немного длиннее "родного". Как быть? Первое, что пришло в голову, - отодвинуть мотор назад, в салон. В этом случае пришлось бы внести некоторые изменения в конструкцию рамы, изготовить дополнительные люки для обслуживания и расположить рычаг КПП между сиденьями. Все это сделать непросто, но не невозможно. Однако такая переделка неминуемо повлекла бы за собой нарушение развесовки автомобиля. Пришлось принести в жертву оригинальный силуэт и, оставив мотор на месте, удлинить капот на двадцать сантиметров. Казалось бы - немного, но машина с таким длинным "клювом" стала походить на башмак.
Оригинальный же Mercedes - автомобиль изящный и уравновешенный...
Для возвращения утраченной гармонии машине немного расширили крылья и подножки. Автомобиль получился зрительно более массивным и солидным, чем прототип. Сохранив характерные обводы крыши и линию капота, он стал похож на "большой" Mercedes 1938 года, продолжавший линию "Кайзер". К сожалению, в процессе реставрации не была сохранена очень интересная и характерная деталь экстерьера - хромированный корпус облицовки радиатора с черной сеткой. Теперь рамка радиатора - цвета кузова, а решетка блестящая.
Интересно, что вся перекройка кузова велась без каких-либо эскизов и чертежей, "на глазок". Никто, кроме автора проекта, не представлял, что же должно получиться в результате. На наш вопрос: "Как же можно без хотя бы предварительных набросков браться за такую серьезную работу?" был получен ответ: "А мы рисовать не умеем". На изменение формы кузова, установку его на раму и покраску ушло 10 месяцев. Из них два было потрачено на изготовление стекол и отделку салона.
Внутри автомобиля - дерево и темно-зеленая, в цвет кузова, кожа. Из оригинальных деталей здесь сохранены только блокираторы замков и ручки: дверные и стеклоподъемников. Торпедо, как таковое, отсутствует - имеется лишь плоская панель, в центре которой расположены современные приборы. Впрочем, их обрамление довольно успешно стилизовано под старину. А вот наличие обрезиненных руля и рычага КПП, а также пластиковых дефлекторов отопления и вентиляции - явный диссонанс. Зато соответствует стилю механизм, позволяющий приоткрывать лобовое стекло. Его открывающий и фиксирующий винты - "родные". Общая оценка салона - "вполне функционален и комфортабелен". Надо сказать, что определение "комфортабелен" относится только к передней части. Сзади - не так удобно: диван, правда, широк и мягок, но высокие пассажиры, сидя здесь, неизбежно будут упираться коленями в толстые спинки передних сидений. Впрочем, это не "семейный" автомобиль и не такси, поэтому главное - чтобы водителю было хорошо. А по-настоящему хорошо ему может стать только в движении.
Двигатель запустился после десяти-двенадцати секунд работы стартера. Мотор работает сначала на повышенных оборотах, затем сбрасывает их до нормальных. Пока он прогревается, подгоняю кресло под свой рост, пробую жесткость педалей и руля. Все как на нормальной, современной машине, только "газ" очень чуткий - в ответ на самое легкое нажатие мотор мгновенно набирает обороты. "Баранка" вращается чрезвычайно легко. Это объясняется наличием гидроусилителя, который, как и двигатель, перекочевал сюда с "двести восьмидесятого". Кстати, гидронасос с штатным кронштейном не вписывался в узкое подкапотное пространство, и его пришлось перенести на другую сторону мотора и вверх. По той же причине подыскивался именно карбюраторный двигатель - впускной коллектор мотора с системой впрыска вдвое крупнее.
Вопреки ожиданиям, обзор с водительского места оказался прекрасным - прежде всего из-за высокой посадки, благодаря которой уровень глаз находится напротив середины окон. Длинный горизонтальный капот не позволяет видеть дорогу непосредственно перед машиной, но "чувствовать" габариты помогают фары и "прицел" на радиаторе. Так как салон относительно узкий, в правые окна видно ненамного меньше, чем в левые - "боковая" обстановка легко отслеживается.
Через заднее стекло видно то, что происходит на расстоянии полуметра от бампера и дальше. Угол обзора весьма широк. Так что при маневрировании задним ходом проблем быть не должно. Из-за отсутствия боковых зеркал во время езды по городу иногда становилось неуютно. Но волновались мы зря: необычный экстерьер машины невольно заставлял других водителей уделять ей (или нам?) "повышенное внимание".
Двигатель прогрелся - можно стартовать. Первая передача включилась мягко и четко. Очень осторожно отпускаю сцепление и трогаюсь. Автомобиль двинулся очень плавно, без "провалов" и вибрации. Немного разогнавшись, переключаюсь на вторую и, слегка не рассчитав усилие, "поддаю газу". Задние колеса буксуют на сухом асфальте, затем автомобиль буквально прыгает вперед. Да-а, с таким мотором нужно обращаться очень аккуратно - кузов-то легкий. Через какое-то время невольно забываешь о том, что ты за рулем хот-рода: внутри все - как в нормальном современном автомобиле высокого класса: удобная посадка, легкость управления, тишина... Даже скучновато. Работа подвески не вызывает нареканий - механика от Mercedes, как всегда, на высоте. Кроме того, здесь установлены шины 235/70 R15 (большие, чем на прототипе), что тоже положительно сказывается на комфорте. Единственный выявленный в движении недостаток - значительные крены кузова при прохождении крутых поворотов. Это объясняется временным отсутствием стабилизаторов поперечной устойчивости. Торсионы необычной формы с четко заданными характеристиками отковываются вручную и пока еще не готовы. Двигатель, как уже отмечалось, чрезвычайно отзывчивый. Даже если включена четвертая передача, спина при резком нажатии на газ ощутимо вдавливается в спинку кресла.
На широкой и не сильно загруженной городской магистрали машина легко обгоняет почти всех, а стартуя со светофоров, неизменно становится лидером. Постепенно вокруг автомобиля образуется кортеж из в основном неплохих современных машин, ведомых любопытствующими водителями. Долго соревноваться с ними не хочется - на некоторых участках скорость переваливает за 160, а говорить о каких-либо аэродинамических качествах нашего Mercedes нет смысла. Но, в принципе, автомобиль легко может оторваться от "сопровождающих лиц" метров на 100 и показать таким образом, "кто здесь главный".
Выдающимся динамическим свойствам машины обязаны соответствовать мощные и надежные тормоза. Так оно и есть. "Штатные" дисковые механизмы 280-го отлично справляются со своей задачей. Единственная переделка, коснувшаяся тормозной системы, - это замена вакуумного усилителя Mercedes на более компактный "жигулевский". Он обладает немного меньшей эффективностью, но это не страшно, ведь и сам автомобиль легче своего прототипа.
При любой скорости машина отлично "держит дорогу". Обычно штутгартские гидроусилители грешат излишней мягкостью, "ватностью", но на этой машине то ли из-за укороченной базы, то ли из-за колес большего, "чем нужно", диаметра рулевое управление неожиданно острое, с хорошим реактивным моментом.
Зарулив в узкие улочки центральной части Москвы, обнаруживаю, что радиус поворота автомобиля намного больше, чем у любого "стандартного" Mercedes. Оказалось, что "изготовители" просто подстраховались, установив ограничители максимального угла поворота колес, чтобы широченная резина не задевала о крылья. Впоследствии ходовые испытания показали, что это абсолютно ни к чему, но убрать упоры ребята так и не удосужились.
Вволю покатавшись по улицам и подустав от повышенного внимания останавливающих нас из любопытства инспекторов ГАИ, возвращаемся "на базу".
Самое главное впечатление от поездки - поразительная плавность хода и одновременно "неслабая" динамика. Теперь, по совокупности ощущений, можно вполне уверенно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: да, Mercedes! Узлы и агрегаты хот-рода хоть и изготовлены в разное время, но все имеют одинаковую маркировку - трехлучевую звезду. А это значит - надежность. В мощности же и комфорте - традиционных свойствах штутгартских машин - мы убедились лично.
Что же касается внешнего вида, то, по нашему мнению, нет никаких оснований утверждать, что автомобиль некрасив. Во всяком случае, эмблема Mercedes, красующаяся на его капоте, имеет все основания там находиться.
Евгений Романтовский
Источник: