Хорошего автомобиля должно быть много — видимо, рассудили в компании Mazda и сконструировали мини-вэн MPV нового поколения. И, знаете, сработало! Удалось создать достойного соперника популярному на нашем рынке Dodge Caravan. Правда, что-то все-таки сдерживает распространение большой Mazda.
История японских минивэнов весьма интересна. Сначала конструкторы из Страны восходящего солнца пытались предложить данному сегменту рынка нечто свое (универсалы с высокой крышей и обычными распашными дверями; такой была и Honda Shuttle / Odyssey, и, собственно, Mazda MPV), но в дальнейшем они нашли иной путь, который оказался верным. Японцы пошли проторенной и проверенной дорогой: решили сыграть в чужую игру по чужим правилам и… превзойти всех. В данном случае это означало разработать мини-вэн по образу и подобию американских марок: большой, со сдвижными дверями и тремя просторнейшими рядами сидений. Именно такой стала Mazda MPV, выпущенная в 1999 году. (Машина претерпела два рестайлинга, один небольшой в 2002 году и один глубокий, проведенный в 2004-м. Как раз тогда появился новый, 2,3-литровый мотор вместо прежнего, 2-литрового, а старые двигатели в очередной раз были серьезно переработаны.) И японцы действительно во многом обошли американцев.
Некоторые характеристики
Тип кузова Мини-вэн
Кол-во дверей 5
Кол-во мест 7
Длина 4750 мм
Ширина 1830 мм
Высота 1750 мм
Колесная база 2840 мм
дорожный просвет -
Разгон до 100 км/ч* 14 с
Максимальная скорость* 180 км/ч
Внешне MPV — обычный американский мини-вэн с плоскими боковинами и вертикальной кормой, Mazda в нем можно угадать лишь по характерной передней части. Но по надежности кузова он даст сто очков вперед любому Caravan (о невысокой стойкости к коррозии, а также запотевающей оптике последнего всем известно). Ржавчина может появиться только в результате некачественного ремонта после аварии, просто так на заводском лакокрасочном покрытии она ни при каких обстоятельствах не возникнет (ну разве что с возрастом). Единственное больное место этой машины — колесики, с помощью которых сдвигаются задние двери: со временем они разбиваются (что для мини-вэна в принципе нормально, ведь нагрузка на них лежит достаточно большая). Стоит отметить и защиту силового агрегата — нужное дополнение для MPV, так как ударить поддон картера о торчащий люк или высокий бордюр проще простого.
Салон автомобиля по многим ключевым показателям безупречен: комплектация богатая, обивка сидений качественная (либо кожа, либо велюр, а у праворуких экземпляров — некое подобие алькантары). Впрочем, материалы отделки оставляют двойственное впечатление: скажем, руль чрезвычайно приятен на ощупь, но стоит ради прикола прикоснуться к другим поверхностям, как понимаешь, что разработчики машины сэкономили (в тех же Toyota материалы значительно лучшего качества). Зато возможности трансформации салона не хуже, чем у аналогов: средний ряд, например, можно сложить или вовсе вытащить из машины и оставить в гараже. Нет, конечно же, претензий и к вместительности. Правда, есть особенности в эргономике, к которым придется привыкнуть: например, селектор АКПП выполнен на американский манер в виде кочерги на рулевой колонке.
А что с ходовыми качествами? В ответ хочется задать встречный вопрос: а какими они должны быть у мини-вэна? Ну едет машина (двигатели достаточно мощные, и даже если 2-литровую рядную «четверку» состыковать с МКПП, MPV все равно поедет более или менее бодро), рулится, пусть и не как легковая машина, но лучше среднестатистического внедорожника. И кроме того, тормозит (передние тормозные механизмы перекочевали с некоторыми изменениями с Xedos 9)! И вообще мини-вэны покупают не для отжигов, а для размеренной и степенной езды. А в этом амплуа MPV безукоризненна.
Линейка двигателей у MPV достаточно обширная. Начинается она со знакомой по 626 GF рядной «четверки» объемом 2 л мощностью 140 л. с. Проблемы остались те же, что и у легковой Mazda: протекающие поддоны картера, шумная работа, недолговечный фильтр грубой очистки топлива. Также есть дизель, который специалисты не жалуют из-за дороговизны в обслуживании. Кроме того, запчасти на него ну очень трудно купить, даже на заказ. В общем, лучше обходить экземпляры с таким мотором стороной. А вот V6 производства Ford — то, что нужно, особенно 170-сильный 2,5-литровый движок. Именно его считают золотой серединой, хотя существует и более мощный, 203-сильный 3-литровый силовой агрегат. Хотя болячки есть и у них: масло вытекает из поддона, а также через передний сальник коленвала. Но самая большая проблема — чувствительность к количеству антифриза и вообще к состоянию системы охлаждения: серьезный сбой может привести к перегреву. И тогда мотор придется выбрасывать на помойку, потому что запчастей, необходимых для капитального ремонта, в продаже просто нет. Отметим, что в 2002 году в двигателях V6 вместо железных впускных коллекторов начали устанавливать пластиковые. Кроме того, произошли кое-какие
изменения и в системе зажигания (вместо одной катушки стали ставить шесть, по одной на каждый цилиндр). Надо сказать, в системе старого образца провода и свечи служат долго (до 50–60 тыс. км; правда, заменять исчерпавшие ресурс детали рекомендовано только изделиями Motorcraft), в модернизированной — катушки зажигания частенько бессистемно выходят из строя.
К коробкам передач (а они бывают и автоматические, и, как ни странно, механические) претензий нет: они ходят и ходят, попросят изредка поменять масло — и дальше ходят и ходят. Кстати, кроме переднеприводных версий случаются и полноприводные (правда, только на автомашинах с правым рулем и двигателем 2,5 л), притом система полного привода реализована очень интересно. Дело в том, что в задней подвеске оставили полунезависимую скручивающуюся балку, а мост установили с двумя независимыми друг от друга полуосями (что, в общем-то, странно, можно было, как у некоторых других мини-вэнов, сделать заднюю подвеску полностью независимой).
Конструкция подвески совершенно простая, и при нормальной эксплуатации ей сносу нет, соответственно,
долгое время в ней ничего не надо менять. Правда, на наших дорогах отдельные детали все-таки испускают дух раньше времени: так, к пробегу в 50 тыс. км нередко выходят из строя шаровые опоры (а могут пройти и все 100 тыс. км). Зато практически все остальные детали — амортизаторы, стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости — выдержат 100 тыс. км и будут ощущать себя при этом достаточно бодро. Радуют ресурсом и тормоза: передние — с двухпоршневыми суппортами (почти такие же ставили и на Mazda Xedos 9, и на Toyota Mark II с турбомотором), задние — барабанные (к слову, барабанные тормоза вообще редко требуют к себе внимания). Отметим, что при замене передних колодок желательно переставлять так называемые пискуны со старых колодок на новые, потому что в комплект они обычно не входят, а определить без этих «пищалок» степень износа колодок
достаточно трудно (особенно если на машине установлены стальные колесные диски).
В общем-то, MPV производит впечатление очень грамотно и правильно сконструированного автомобиля. У него нормальная внешность, приятный во всех отношениях салон, высокий уровень комфорта, к тому же машина безотказна: чтобы ее убить, придется сильно постараться. Однако не столь совершенный Caravan все равно намного популярнее. В чем же дело? А все упирается в цену: MPV стоит значительно дороже американских конкурентов. К тому же у «японки» более мудреное устройство, а отсюда и трудоемкое и дорогое обслуживание. Хотя с этим можно смириться: MPV редко дает поводы для обращений в автосервис.
Преимущества и недостатки модели
Преимущества
Просторный салон
Надежная подвеска
Высокий уровень комфорта
Недостатки
Нет удлиненной версии
Недорогие материалы отделки
Несколько неуклюжий дизайн
Источник: