
Лично у меня слово “отличник” не вызывает восторга еще со школьной поры. Ведь учатся на одни пятерки, как правило, занудные зубрилы, с которыми ни о чем и не поговоришь толком, кроме домашнего задания. То же самое можно сказать про большинство современных компактвэнов. Разносторонне одаренные – вместительные, с хорошей обзорностью и командирской посадкой, они оказываются либо скучными в управлении, как “Рено-Сценик”, или просто неоправданно дорогими, как “Тойота-Королла-Версо”, “Хонда-FR-V” или “Фольксваген-Туран”. Наоборот, яркий по дорожным повадкам и вполне доступный по цене “Форд-Фокус-Си-Макс” разочаровывает тесным по меркам современных компактвэнов салоном.
Все сказанное относится и к салонам. Если вам знакома индустриальная эстетика интерьера “Астры” или вы в восторге от спортивной пластики “Мазды-3”, значит, внутри “Зафиры” и “пятерки” вы почувствуете себя, как в старых-добрых разношенных джинсах. Для остальных сообщаем: и дизайн, и качество отделки “Мазды” и “Опеля” заслуживают лишь похвалы. Минимальные зазоры между панелями, достойное качество отделки или, на крайний случай, ее удачная имитация – скажем, тот же местами жесткий пластик торпедо “Мазды” все равно выглядит по-дорогому мягким. Так что бюджетного подхода в салоне демократичных компактвэнов не найдешь днем с огнем.

У обоих автомобилей рычаг КП расположен на специальном “кофейном столике”. Но ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и ЧЕТКОСТЬ переключений у “Опеля” нам понравилась больше

ВОДИТЕЛЬСКОМУ КРЕСЛУ “Зафиры” подходит только один эпитет – великолепное! Надежная боковая поддержка, идеальная форма, огромное количество регулировок

Неприятная МЕЛОЧЬ – в козырьке “Зафиры” нет зеркальца

ПЕРЧАТОЧНЫЙ ЯЩИК “Опеля” гораздо скромнее по объему

В оформлении рычага РУЧНОГО ТОРМОЗА слышатся авиационные нотки
А вот по части эргономики – то есть реального удобства – “Зафира” понравилась все же чуть меньше. И винить в этом нужно опять же родственников. Откровенно неудобный блок кондиционера, знакомый владельцам “Вектры”, и слишком маленькие для компактвэна зеркала – чувствительные ложки дегтя.

Кожаный руль и отделка под алюминий придают салону “Мазды” спортивную подтянутость. Важнее, что ЭРГОНОМИКА БЕЗУПРЕЧНА

К сиденьям японского компактвэна сложно предъявить претензии: длинная подушка, цепкая обивка, ОПТИМАЛЬНЫЙ НАБОР регулировок



Очечник, бокс между сиденьями, вместительный перчаточный ящик – в “пятерке” столько ПОТАЕННЫХ УГОЛКОВ, что забудете, куда что положили
“Мазда”, на наш взгляд, безгрешна. Особенно хочется похвалить те нюансы, за которые “Опель” пришлось пожурить: огромные зеркала и суперудобный климат-контроль, с которым легко находишь общий язык, даже когда на 150-ти несешься в левом ряду. Единственное, на что могут пожаловаться пассажиры, – отсутствие карманов и подлокотников на дверях заднего ряда. Что поделаешь, проблемы конституции – двери-то сдвижные, карманы и подлокотники в них сделать невозможно. К тому же удобство сдвижных дверей в толчее на стоянке супермаркета в любом случае перевешивает.
Десять лет назад компактвэн представлял собой чуть более удобный в эксплуатации 5-местный автомобиль “гольф”-класса. Но именно “Зафира” первого еще поколения показала дальнейший путь развития маленьким однообъемникам – 7-местный салон. И теперь по пути “Опеля” потянулись остальные. В самом деле, запас карман не тянет, и семь в любом случае лучше, чем пять. Вот почему нас в первую очередь интересовал именно третий ряд сидений.
И надо сказать, несмотря на то, что “галерку” компактвэнов часто называют исключительно детской, на самом деле там сможет разместиться и человек ростом 1 м 85 см. Конечно, сама скамеечка довольно узкая и по комфорту не идет ни в какое сравнение со вторым рядом сидений, но запас в ногах и над головой есть. Так что выдержать там час-полтора до дачи не вопрос. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.


В распоряжении пассажиров “Мазды” (слева) целый БАНКЕТНЫЙ СТОЛИК, у “Опеля” во втором ряду лишь дефлекторы и розетка 12 V


Благодаря СДВИЖНОЙ ДВЕРИ попасть в салон “Мазды” проще простого – проем огромный

Откидные СТОЛИКИ “Мазды” пригодятся в дальней дороге

Центральная часть дивана “Зафиры” ЛЕГКИМ ДВИЖЕНИЕМ превращается в удобный подлокотник


Быт пассажиров третьего ряда у японского и немецкого автомобиля обустроен практически ИДЕНТИЧНО – подлокотники и подстаканник с каждой стороны

Все размеры даны в сантиметрах. * Расстояние от подушки сиденья до потолка. Пространство для ног сидящих сзади указано при условии, что рост водителя составляет 185 см
Конечно, при 7-местной компоновке говорить о каком-то багажнике даже неудобно. В узкую щель между третьим рядом сидений и пятой дверью, кажется, и мышь не проскользнет. Зато в 5-местном варианте и “Мазде”, и, в особенности, “Опелю” есть чем похвастать. “Зафира” превосходит соперника, что называется, по всем статьям – пусть не намного, но все-таки очевидно. Преимущество не только в полезном объеме багажника, но и в его конфигурации. Большая высота до шторки позволяет разместить в “Зафире” три здоровенных чемодана. А если сложить и второй ряд, количество чемоданов можно увеличить... втрое! И это по высоте подголовников, то есть не жертвуя обзорностью. Браво! “Мазда” проигрывает и по погрузочной высоте, и по размеру диагонального проема пятой двери. И победа “Опеля” по части грузоподъемности была бы полной, если б не одно обстоятельство.





БАГАЖНИК “Зафиры” превосходит “Мазду” во всем – полезном объеме, высоте до полки, диагональном проеме и погрузочной высоте

Под полом багажника “Мазды” всего лишь “ДОКАТКА”, у “Опеля” – полноценная запаска

ДОМКРАТ и комплект инструментов в обоих автомобилях можно достать даже при 7-местной компоновке салона
Дело в том, что манипуляции с сиденьями в “Зафире”, скажем так, сложны для понимания. Представьте, чтобы убрать или, наоборот, достать третий ряд сидений, вам придется поднимать подушки дивана второго ряда, потом складывать спинку, следом задвигать все это хозяйство вперед и лишь после этого доставать спрятанные в полу кресла. А теперь все в обратной последовательности. Минуту-две провозитесь гарантированно. В “Мазде” та же самая операция не отнимет и 10 секунд. Просто потянули за рычажок, и “пятерка” стала 7-местной. Японцы, видимо, очень хорошо изучили “опелевскую” систему складных кресел “7-Флекс” и сделали ее гораздо более удобной. Молодцы!
Только хорошее
Но еще приятнее, что комфортабельный салон обоих автомобилей дополняется и комфортом на дороге. Скажем, подвеска “пятерки” даже помягче, чем у “трешки” или “шестерки”. Автомобиль преспокойно глотает дорожные стыки, причем с ростом скорости повышается и плавность хода. Жаль только, что с шумоизоляцией получилось не ахти: шум от покрышек “Тойо” – основа звукового фона в салоне компактвэна. Мотор при этом практически не слышен.

Принято считать, что 1,6-литровый бензиновый мотор оптимален для “гольф”-класса. Соответственно, более тяжелым компактвэнам, построенным как раз на базе моделей категории С, идеально подойдет чуть более мощный 1,8-литровый агрегат. Такие машины и побывали на нашем тесте. Правда, при равном рабочем объеме “Зафира” мощнее “Мазды” аж на 25 л. с. Существенная разница. Вот только на деле порой казалось, что преимущество в лошадиных силах на стороне... “Мазды”. Настолько откровенно высокооборотным оказался характер “опелевского” мотора. На светофоре быстро привыкаешь поигрывать педалью газа, искусственно повышая обороты, – иначе уверенного старта не получится. И лишь когда стрелка тахометра переваливает за 4000 об/мин, начинает прослеживаться преимущество дополнительных “лошадок”. На скоростях 140 км/ч и выше “Зафира” заметно темпераментнее, да и уверенный выигрыш в максимальной скорости не должен удивлять.

Мы не раз хвалили “Астру” за управляемость. А теперь представьте, что в нее загрузили четверть тонны балласта и повысили центр тяжести. Как, по-вашему, должна измениться управляемость такого автомобиля? А вот и не угадали – по крайней мере, никаких бросающихся в глаза перемен к худшему в характере “Зафиры” мы не обнаружили. У этого компактвэна великолепно настроенный усилитель руля и очень сноровистое шасси. “Зафира” исподволь разжигает темперамент водителя, заставляя проходить повороты активнее. При этом она послушна и смиренна на скоростном шоссе, где не беспокоит водителя рысканиями и вертикальной раскачкой на 160 км/ч. Словом, для маленького автобуса “Опель” управляется на твердую пятерку.
Результаты обоих компактвэнов в краш-тестах “ЕвроNCAP” не могут не радовать. И “Опель”, и “Мазда” заработали максимально возможные пять звездочек. Так что сомнений в оценке за безопасность “Мазды” у нас не возникло – конечно же, отлично. Ведь даже базовое исполнение “пятерки” включает шесть подушек безопасности и ABS. А начиная с комплектации “Туринг”, список оборудования дополнится трекшн-контролем и системой динамической стабилизации. Прекрасный пример для подражания.

На этом снимке хорошо видно, что надувные “занавески” “Мазды” защищают пассажиров ВСЕХ ТРЕХ РЯДОВ сидений
В стандартное оснащение “Опеля” также входят ABS, фронтальные и две боковые подушки безопасности. А вот за надувные “занавески” нам предлагают доплатить $800. Причем раскошелиться придется и покупателям простенькой версии “Эссенша”, и тем, кто нацелился на топ-вариант “Космо”. Непорядок. Особенно учитывая тот факт, что именно “занавески” помогли “Зафире” завоевать пять “евронкаповских” звездочек. А раз так, то полбалла с заслуженной пятерки “Опеля” мы вынуждены снять.

Прайс-лист на “Зафиру” начинается с весьма аппетитных $19 990. Заманчиво, ведь за эту сумму вам предлагают 7-местный автомобиль с неплохим оснащением средствами безопасности и электропакетом. Казалось бы, доплати $1000 за кондиционер да живи и радуйся. Проблема лишь в том, что “Зафира-Эссенша” подразумевает слабенький 1,6-литровый двигатель мощностью 100 л. с. Для полуторатонного автомобиля его возможностей хватает только в том случае, если колесить по городу в одиночку. Но если использовать по назначению все семь мест, да еще и наведываться на загородные шоссе, то гораздо интереснее выглядит 1,8-литровый “Энджой” за $22 690. Да и сама комплектация богаче. Здесь не только 140-сильный мотор, но и кондиционер, и CD-магнитола, и обогрев сидений. Даже добавив такие необязательные, зато весьма эффектные легкосплавные колеса и окраску металликом вы останетесь в пределах 23 тысяч. Другими словами, в стане 7-местных компактвэнов “Зафире” просто нет равных по цене.
Мы решили:
Михаил Медведев, фото Максима Гончарова



