Если в советские годы имя «трешка» применительно к автомобилю означало ВАЗ 2103, то позже оно устойчиво прикрепилось к самой компактной баварской модели. А теперь это короткое и емкое название и вовсе постепенно перекочевало к самой популярной Мазде. А с названием здесь куда уж проще – никаких тебе букв, трехзначных чисел или тем паче словесных длиннот. «3» – и все тут.
«Трешка» – редкий, чуть ли не единичный, пример того, когда очередь на получение новой машины выстраивается на год вперед и за четыре года так и уменьшается, несмотря на постоянно растущие квоты для российского рынка. В большинстве случаев так подолгу приходится ждать только самые свежие, остромодные модели, а позже ажиотаж более-менее спадает. Из исключений можно назвать лишь Ford Focus, который некоторые считают двойником Mazda3. Так-то оно так, да не совсем. После перехода компании Мазда под крыло Форда стало очевидно, что разработка общих платформ повысит эффективность производства. Но главное не путать платформу (куда входят передняя и задняя «тележки» и силовая структура днища) с общими очертаниями кузова, его «надстройкой» и его дизайном.
Mazda3 как-то не устаревает, хотя и новомодным ее облик уже не назовешь. Скорее привычным и, вместе с тем, ярким. У нас в стране предпочитают седаны, хотя почти так же охотно берут и хэтчбеки. На вкус и цвет, сами знаете, товарищей нет, но в данном случае внешность четырехдверной модификации по законченности и гармоничности в явном выигрыше по сравнению с «пятидверкой».
Дизайн интерьера «трешки» оттачивался на прошлой и нынешней маздовских «шестерках», сходные элементы присутствуют в салоне минивэна Mazda5 и кроссовера CX-7. Стиль «умеренного техно», помноженный на высокое качество материалов и удобство взаиморасположения органов делает нахождение в салоне, даже длительное, приятным и ненавязчивым. Профиль кресел отлично и равномерно распределяет вес тела. Разумная боковая поддержка неплохо фиксирует ездоков в крутых поворотах. Приборная панель лаконична, выразительна и достаточно информативна. Стрелки тахометра и спидометра, утопленных в глубокие колодцы, «в спокойном состоянии» по-альфовски смотрят вертикально вниз. И это настраивает на боевой лад.
Из придирок могу отметить пару особенностей работы климат-контроля. Во-первых, кнопки управления им не слишком очевидны по расположению и функциям. А во-вторых, показания заданной внутрисалонной температуры, выведенные на блекленький дисплейчик, мало соответствуют реальному климату в салоне. По мере прогрева двигателя или в зависимости от внешней температуры приходится периодически вносить коррективы в настройку – то есть самому быть «контролем» этому «климату». Еще одна мелочь – расположение рычага ручного тормоза японцы так и не изменили под «леворукий» европейский стандарт. И к ручнику приходится тянуться до самого пассажирского кресла.
Что еще волнует пользователя достаточно утилитарного автомобиля С-класса? Конечно, багажный отсек. Он здесь достаточно емок. Но силуэт машины с покатым задним стеклом предполагает, что внешне «третий объем» будет коротким, и, значит, зев багажника не даст засунуть туда крупную коробку, а лишь позволит накидать много мелких предметов. Вам еще дегтя в эту бочку (меда, я замечу)? Пожалуйста – открывается багажный проем исключительно с помощью засовывания ладони в узкую, вечно грязную щель над задним бампером. А для закрывания «добрые» маздовские инженеры подзабыли приделать ручку на тыльной стороне крышки и, чтобы захлопнуть багажник, опять-таки придется пачкать руки.
Если продолжить изучение задней половины автомобиля, то не стоит забывать о посадке на второй ряд сидений. По сравнению с большинством конкурентов, сзади «трешка» достаточно просторна. Как минимум по высоте потолка.
Но ведь, несомненно, главное – как автомобиль ездит. А в этом Мазде3 практически нет равных – по крайней мере, для тех, кто понимает, что такое «ездить». Разгонная динамика даже у версии 1.6 вызывает желание зажечь, даже если вы это и не
планировали. Из предлагаемых у нас версий «трешки», стоит отметить 1.6 л (105 л.с.) с «механикой» или с «автоматом», и более «горячую» 2-литровую модификацию (150 л.с.). Самое удивительное, что даже когда едешь на машине с мотором 1.6, ощущаешь себя на «двушке» – настолько бодро и отзывчиво разгоняется машина! И даже в «автоматическом» исполнении – здесь АКП «крадет» меньше столь ценных, чем это случается у других моделей. Конкуренты даже с более мощными показателями «отдыхают» – Mazda3 делает их на раз.
Но бодрому разгону модификации с МКП, будто специально, мешает нечеткая по избирательности Коробка передач. Передачи включаются нечетко и с усилием. Наихудшие показатели у высшей, пятой – уводишь рычаг вправо вперед, и словно ощущаешь порожек, надо бы не настолько вправо, приходится на миллиметр-другой уводить руку обратно, левее. Это противоречит общепринятому алгоритму. А заднюю, которую втыкаешь с углублением рычага, приходится и вовсе мучительно нащупывать. Скажу вам по секрету, что когда мне приходилось управлять такой же, но «автоматической» (+$1500) «трешкой», этих проблем, само собой не возникало, но и динамика не слишком страдала!
Ну, а на десерт – об управляемости. Это именно то, что выводит третью Мазду3 в лидеры. «Прозрачный» руль, точные и быстрые реакции, потрясающая точность отслеживания траектории даже в неравномерных поворотах. Поворачиваемость этой машины почти нейтральна, а рулевое управление прозрачно и информативно. При прохождении виража на пределе «трешка» не проявляет склонности «поплыть» наружу. Да и на прямой машина стоит идеально точно, не требуя подруливаний. Поездишь на третьей Мазде и невольно задашься вопросом – а почему же остальные производители не смогли добиться такого совершенства по тяге и управляемости?
И, не находя ответа, могу лишь сказать, что кто-то же должен оказаться победителем в драйверской номинации. Хотя, как вы
заметили, и на «солнце» бывают пятна.
Дебют: 2004 год.
Длина/ширина/высота: 4490/1755/1465 мм.
База: 2640 мм.
Снаряженная масса: 1185 кг.
Объем двигателя: 1598 см3.
Мощность: 105 л.с. при 6000 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 145 Hm при 4000 об/мин.
Максимальная скорость: 182 км/ч.
Разгон до 100 км/ч: 11.3 сек.
Средний расход топлива: 7.0 л/100 км.
Цена от 465.000 рублей (по состоянию на 12.2007).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: