Полноразмерный кроссовер Mazda CX-9 создан специально для американского рынка и с начала года уже продается в США. Но нельзя исключать, что этот стильный внедорожник будет представлен и в России.
Быть или не быть? Пожалуй, впервые ответ на этот вопрос зависит в том числе и от моего мнения. Поставки CX-9 в нашу страну начнутся в том случае, если дилеры Mazda смогут продавать не менее 2000 машин в год. Иначе игра не стоит свеч – расходы на сертификацию, адаптацию автомобиля, выстраивание логистики съедят всю возможную прибыль. Кто не рискует, тот не пьет шампанского, скажете вы. Мало ли у нас примеров, когда автомобили известных марок продаются крошечными тиражами? Но Mazda – компания небольшая (по мировым автомобильным меркам) и поэтому не может себе позволить рискованные эксперименты. Надо все хорошенько взвесить.
На разведку было решено послать автомобильных журналистов. Наш небольшой десант высадился в Калифорнии. Задача: прикинуться законопослушными американскими автомобилистами (не забывая при этом, что именно любит любой русский) и исследовать объект – Mazda CX-9. По результатам разведки необходимо дать свое заключение: насколько велики шансы этого автомобиля завоевать популярность в России? Замечу, что европейскую автомобильную прессу представляли только российские журналисты. Уважают автопроизводители нашего щедрого покупателя, ох как уважают! Для Mazda Россия, напомним, сегодня третий (после Англии и Германии) рынок в Европе, но при этом самый быстрорастущий.
Zoom-Zoom много не бывает
Это только кажется, что Mazda CX-9 – увеличенный клон CX-7. Стиль и почерк легко узнаваемы, хотя автомобили рисовали в разных студиях: СХ-7 – в Японии, а СХ-9 – в Калифорнии. Но если CХ-7 и СХ-9 поставить рядом (нам это удалось сделать на стоянке возле калифорнийской дизайн-студии Mazda), то становится очевидно, насколько различаются эти автомобили!
CX-7 более округлый, легкий, игривый. CX-9 острее, строже, солиднее. У двух родственных автомобилей принципиально разная передняя и задняя оптика. Раструбы выхлопной системы у СХ-7 круглые, у СХ-9 прямоугольные. У СХ-7 бамперы выкрашены в цвет автомобиля, у СХ-9 кузов опоясывает “фартук” из черного пластика. У машин совершенно разное оформление передней части. Но главное, что бросается в глаза, когда они стоят рядом, – это то, что СХ-9 заметно крупнее СХ-7. Только на фоне “младшего брата” становится понятно, что СХ-9 – автомобиль не просто большой, а очень большой.
Колесная база CX-9 – одна из самых внушительных в классе: 2,88 м. Это полноценный 7-местный автомобиль! Достаточно чуть-чуть, без всякого ущерба для пассажиров, сдвинуть вперед второй ряд сидений, и на “галерке” вполне смогут разместиться двое взрослых мужчин стандартной комплекции. При этом и место для багажа останется!
Не думаю, что третий ряд сидений владельцы CХ-9 будут использовать чаще чем десять-пятнадцать раз в год (знаю об этом по своему опыту владельца Opel Zafira). Тот, кому нужно регулярно перевозить много пассажиров, купит минивэн. Третий ряд сидений – это прежде всего маркетинговая ловушка из разряда “5-местный внедорожник – это хорошо, но 7-местный – лучше”. Любопытное наблюдение: крайняя левая полоса на хайвеях в окрестностях Лос-Анджелеса отдана автомобилям, в которых есть как минимум один пассажир. И она практически всегда свободна! Зато остальные пять-шесть полос забиты машинами, перевозящими воздух! Вот и пойми американцев, специально для которых Mazda создала 7-местный внедорожник.
Несмотря на свои внушительные размеры, СХ-9 не выглядит громоздким и тяжелым. Дизайнеры справились со своей задачей – наделили очень большой автомобиль спортивным и динамичным обликом. Особенно выигрышно он смотрится на фоне типичных американских внедорожников – огромных, грузных и при этом каких-то нарочито непрактичных.
Интерьер Mazda, на мой взгляд, воплощение выверенного стиля. В нем нет агрессивности, присущей седанам и хэтчбекам Mazda, но при этом назвать его скучным нельзя. Трехспицевый руль, сиденья с выраженной боковой поддержкой (ее наличие подчеркнуто вставками из кожи другого цвета), циферблаты с металлизированными ободками, красная подсветка приборов привносят в классический интерьер нотку спортивности. Качество сборки и материалы не вызывают нареканий. Исполнение на уровне Lexus и автомобилей немецких премиум-брендов.
Внутри и снаружи СХ-9 выглядит не просто на свои деньги, а намного дороже, чем он есть на самом деле. В США переднеприводная версия кроссовера в самой богатой комплектации стоит 37 тыс. долларов. За такие же деньги в России можно купить лишь универсал Mazda 6 в сходной комплектации…
Помимо высококачественной сборки и простора в салоне СХ-9 радует своей дружелюбностью к водителю и пассажирам. Для того чтобы попасть на третий ряд сидений, достаточно одного движения руки для освобождения фиксатора второго ряда кресел и перемещения их вперед. Два раздельных сиденья третьего ряда складываются с помощью удобных петель на задней стороне спинки – потянул за них, и кресла укладываются вровень с полом.
За рулем кроссовера будет удобно людям любой комплекции. Кресло имеет широкий диапазон регулировок, рулевая колонка настраивается в двух направлениях.
Недостатки в эргономике? Надо поискать...
Неудобно загружаются CD-диски в музыкальный центр. Для этого нужно откидывать экран “навигатора”. На этот же экран с сенсорным управлением выводится панель управления магнитолой, поэтому приходится выбирать: слушать музыку или смотреть на карту. Не понравились слишком маленькие кнопки выбора функций мультимедийного центра: чтобы переключиться, например, с навигации на музыку или с проигрывателя CD-дисков на радио, приходится отвлекаться от дороги. В солнечный день экран управления мультимедийной системой сильно бликует, и в этом не было бы ничего страшного, но на него выводится картинка камеры заднего вида – солнце засвечивает изображение, а “парктроника” у СХ-9 почему-то нет. Пожалуй, на этом претензии к дизайнерам и разработчикам интерьера у меня заканчиваются. А вот как едет СХ-9? Надеюсь, что дороже, чем на 37 тыс. долларов.
Едет так же, как выглядит?
Создателей Mazda СХ-9, как говорится, никто за язык не тянул. Дизайн обязывает. От этого автомобиля ждешь чего-то особенного. Внешне СХ-9 вполне может тягаться с топ-моделями класса – BMW Х5 и Porsche Cayenne. Составит ли он им конкуренцию по ходовым характеристикам?
Для СХ-9 предлагается полностью новый 3,5-литровый V6 мощностью 263 л.с. Это первый и единственный 6-цилиндровый V-образный двигатель в нынешнем модельном ряду Mazda. Мотор получился тихим, сбалансированным, отзывчивым, но без огонька. Да, с ним возможны и резкие старты со светофоров, и лихие обгоны, но порой возникало ощущение нехватки тяги под педалью “газа”. Впрочем, ситуацию спасает прекрасно работающий 6-диапазонный “автомат”. Во время напряженных обгонов на высоких скоростях коробка фирмы Aisin, как правило, переключается на две-три передачи вниз, работает очень быстро и плавно, разрывов в потоке мощности практически нет.
Максимум крутящего момента 337 Нм мотор СХ-9 развивает при 4500 об/мин. Для более удобного управления тягой хотелось бы иметь больше момента в нижнем диапазоне частоты вращения коленвала. В принципе, “автомат” имеет ручной режим управления, но в его использовании я не увидел смысла: АКП и сама вовремя и быстро переключает передачи. А постоянно раскручивать мотор до максимальных оборотов желания не возникало. К неоспоримым преимуществам мотора CХ-9 можно отнести и его “всеядность” – двигатель переваривает бензин даже с октановым числом 87.
Философия Mazda бескомпромиссна: “Душа спорткара – в каждом автомобиле”. Для СХ-9 никто исключение делать не собирался. Подвеска всех колес независимая, передняя – типа McPherson, задняя – многорычажная, мощные передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, 20-дюймовые шины скоростной категории V (для вариантов Sport и Touring предназначены 18-дюймовые). Казалось бы, инженеры Mazda сделали все для того, чтобы автомобиль ехал так же спортивно, как и выглядел. Но чувства полного единения и взаимопонимания в случае с СХ-9 у меня не возникло. Показалось странным сочетание настроек подвески и рулевого управления. Подвеска зажата, надо думать, специально для активной езды, но при этом руль имеет явно недостаточную обратную связь. Усилие на рулевом колесе какое-то искусственное. При прохождении поворотов и при перестроениях на больших скоростях приходится слегка подруливать в попытках “вычислить” нужную траекторию. Не исключено, что подобный дисбаланс вызван настройками гидроусилителя рулевого управления.
Что касается плавности хода, то и здесь не все однозначно. В поведении СХ-9 нет и намека на вальяжность и расхлябанность. Его пассажиров точно не укачает. Однако мелкие неровности дороги автомобиль отрабатывает излишне подробно, на стыках асфальта, бетонных плит, на “лежачих полицейских” кузов и седоков изрядно потряхивает. Возможно излишняя, на мой взгляд, в “гражданских” режимах жесткость подвески вызвана 20-дюймовыми шинами. Не исключаю, что на 18-дюймовых автомобиль будет комфортнее.
СХ-9 в стандартной комплектации – переднеприводной автомобиль. В качестве опции для американского рынка предлагается система полного привода Active Torque Split All-Wheel Drive, аналогичная устанавливаемой на 6 MPS и CX-7. В обычной ситуации весь крутящий момент передается на передние колеса. При резком ускорении или если одно из передних колес начинает проскальзывать, часть тяги (до 50%) передается на задние колеса.
Понравились тормоза. Тормозная система СХ-9 устроена так, что замедление больше зависит от усилия на педали тормоза, чем от ее хода. Это делает процесс замедления более информативным.
К акустическому комфорту (чего греха таить, это камень преткновения многих автомобилей Mazda) создатели CХ-9 подошли ответственно: мотора практически не слышно, аэродинамические шумы и звук шин в салон не проникают. А если вам покажется, что в автомобиле совсем тихо, скуку развеет стереосистема Bose.
Пришло время сделать выводы по результатам разведки и ответить на поставленный вопрос: будет ли успешен этот кроссовер в России? Mazda CX-9 – своего рода уникальный продукт. Он выглядит раза в три дороже своей цены, едет – как минимум в полтора. Впрочем, все это справедливо лишь для американского рынка, где полноприводной СХ-9 в базовом варианте топовой комплектации Grand Touring стоит всего 34 тыс. долларов! В России (если будет принято решение о поставках автомобиля на наш рынок), конечно, он будет стоить гораздо дороже – думаю, по аналогии с СХ-7 как минимум в полтора раза. И даже в этом случае цены на СХ-9 останутся вполне конкурентоспособными, тем более что реальных конкурентов у него здесь нет. А значит, CX-9 на российском рынке имеет отличные шансы. Ведь очень многим знакомо то сладкое чувство, которое вызывает качественная вещь, купленная за разумные деньги!
Технические характеристики Mazda CX-9
Габариты, мм 5074х1936х1728
База, мм 2875
Тип двигателя бензиновый V6
Рабочий объем, куб. см 3496
Макс. мощность, л.с./об/мин 263/6250
Макс. момент, Нм/об/мин 338/4600
Трансмиссия автоматическая 6-диапазонная
Шины 245/60 ZR18
Макс. скорость, км/ч 200
Время разгона 0-100 км, с нет данных
Расход топлива (средний), л/100 км 17,7
Объем бака, л 76
Игорь Комаров
Фото автора и фирмы-производителя
Источник: