Страсть сама по себе не очень красива. Она должна обрести форму. Форму музыки. Или форму такого автомобиля, как Lexus LS 460.
Зимний вечер в Ницце
Японка-переводчица играла “Аппассионату”. Над черной льдиной рояля мерцало ее лицо, красивое жестокой азиатской красотой, дикой и пронзительной, как взмах самурайского меча или, если хотите, кисти каллиграфа. Игре сосредоточенно внимал ее шеф, скинувший пиджак и галстук по случаю официально провозглашенной неофициальной обстановки. За соседними столиками в полумраке гостиничного холла преданно застыли фигуры его подчиненных. Чуть далее в желтых нимбах свечей расположились журналисты из Франции, Голландии, Норвегии, России, бубнили о чем-то, грея в руках разноцветные бокалы. Прыгающие тени придавали их лицам какой-то фантастический оттенок.
“Водка!” – не то доложил, не то предложил шеф-японец, останавливающим жестом поднимая чарку с прозрачным ядом. “Спасибо, но мне утром за руль”, – на всякий случай отказался я, отступив во мрак, за дальний столик. Я пришел, чтобы послушать музыку.
Похоже, жестоко красивая японка когда-то серьезно занималась фортепьяно, и хотя сейчас некоторые пассажи ей давались с трудом, все это компенсировалось необыкновенно эмоциональной манерой исполнения. Я не удивился, что подзабывшая навыки девушка взялась именно за “Аппассионату”, произведение более беспощадное к неуверенным в себе пальцам, чем крышка рояля. Ведь именно оно лучше всего раскрывает главную национальную черту японцев: внутреннюю страстность. Европеец изначально холоден, хотя и готов разгореться до “Аппассионаты”. Японец всегда горяч (и именно потому подчеркнуто сдержан). Его внутренним императивом является страсть. Это касается любого дела: отдыха, работы, выпивки, исполнения музыки или создания автомобиля. В особенности такого, как LS 460.
Прорыв
LS 460 – новый флагман премиум-бренда компании Toyota, четвертое поколение комфортабельных Lexus представительского класса. Эту модель японцы называют “творческим отклонением от норм”, “прорывом в развитии”. В ней все новое: платформа, кузов, ходовая часть, трансмиссия, двигатель. Но, кажется, словом “прорыв” японцы хотят сказать не только о том, что этот автомобиль разработан с нуля, став самым дорогостоящим проектом в истории Lexus.
Модели прошлых лет этой компании часто критиковали за усредненный, а проще говоря, безликий дизайн. Это были просто автомобили, пусть и лучшие в своем классе. Отчасти это было связано с исторически обусловленным отсутствием корпоративного языка, которым дизайнеры Lexus могли бы выразить свои страсти. Сами по себе страсти не очень красивы. Страсть, преодолевающая сдержанность и через эту борьбу обретающая язык и форму. В этом суть музыки. В этом суть LS 460. Особенно в том, что касается внешности.
Страсть и сдержанность – суть нового корпоративного языка Lexus, так называемого стиля L-finesse, выраженного чередой блестящих концептов: “движимый страстью в стремлении к совершенству” (официальный лозунг Lexus, вычурно рекламный, но глубоко национальный) автомобиль яростно преодолевает сопротивление воздуха, срывающего с него все лишнее. В LS 460 этот стиль проявляется в оригинальном сочетании пропорций и обводов кузова, естественных и вместе с тем почти экстравагантных, выразительных и одновременно строгих.
Обескураживающая изысканность простоты обнаруживается и в оформлении салона. Например, на центральной консоли всего 28 кнопок, что гораздо меньше, чем у конкурентов. При этом любая операция требует не более трех нажатий или прикосновений к сенсорному дисплею, а форма каждой кнопки продумана так, что их можно различать на ощупь. Здесь нет мелочей. Журчание сервоприводов подгонки руля, сидений, зеркал, люка в крыше, CD-проигрывателя, даже хлопок двери подверглись специальной настройке, чтобы производить впечатление приятное и высокотехнологичное. Кстати, захлопывать двери можно только ради акустического удовольствия – у них есть доводчики. Если такое внимание уделено мелочам, то основные элементы отделки вообще безупречны: дерево с заповедных делянок в Канаде, нежнейшая кожа, руль с подогревом, сиденья с вентиляцией, четырехзонный климат-контроль с воздуховодами на потолке, способными мгновенно остудить самую горячую голову или согреть самое холодное сердце, управление системами с помощью голосовых команд, электронный ключ в виде кредитной карты толщиной 3,3 мм и многое другое. В LS 460 собрано все, что только можно придумать для современного автомобиля представительского класса.
Технология страсти
Как всегда, за красотой и комфортом стоят технологии. Например, чтобы поднять эффектную LS-образную волну, идущую от передних стоек вдоль кромки капота, пришлось разработать новую методику штамповки глубиной до 460 мм вместо предыдущего предела в 300 мм. А большее давление пресса позволило получить поверхность с недостижимой ранее гладкостью.
Красота имеет и практическое значение: обтекаемый силуэт, уменьшение зазоров между панелями, минимальное количество выступающих деталей, крепление зеркал к дверям, плоское днище – все эти меры не только снизили до минимума шумы, но и позволили добиться наименьшего в своем сегменте коэффициента лобового сопротивления – 0,26.
Именно технологии лежат в основе всех достоинств этой машины: многие новинки отмечены словом “первый”. Например, первая в мире 8-диапазонная автоматическая Коробка передач с алюминиевыми шестернями, в два раза более легкими, чем стальные. Время ее срабатывания уменьшилось почти вдвое по сравнению с предыдущей 6-диапазонной – до 350 мс. Двигатель оснащен первой в мире системой постоянного изменения фаз газораспределения с электрическим приводом VVT-iE. В отличие от гидравлической она работоспособна в момент пуска холодного двигателя и при оборотах ниже 1000 об/мин.
Новый V8 – предмет особой гордости. Система D-4S предусматривает наличие двух форсунок впрыска топлива на цилиндр, что позволяет снизить расход топлива и одновременно увеличить тягу на 7,5%. После сборки опытные мастера прослушивают каждый мотор с помощью стетоскопа, чтобы убедиться в отсутствии посторонних шумов и вибраций. Этот автомобиль настраивают, как музыкальный инструмент.
Новая многорычажная подвеска – с лучшим в классе радиусом поворота 5,4 м. Адаптивные пневмоамортизаторы с увеличенным на 20% давлением автоматически, по данным множества датчиков, меняют свои характеристики в зависимости от скорости, характера маневров и качества дороги. Все это позволяет совместить комфорт с малыми кренами в виражах и полным отсутствием продольной раскачки. Рулевая система оборудована электроусилителем, меняющим остроту в зависимости от скорости. На малой скорости от упора до упора – 2,5 оборота. На большой – 3,6.
А сколько новшеств в области безопасности! Тут и система предотвращения столкновения с миллиметровым радаром и стереокамерой за лобовым стеклом. Отдельный радар оберегает от атак с задней полусферы. Датчик, установленный за рулем, следит за направлением взгляда водителя. Система удержания автомобиля в своей полосе движения Lane-Keeping Assist способна на скоростях 75–180 км/ч вести автомобиль вдоль разметки на “автопилоте”. Система автоматической парковки самостоятельно втиснет Lexus в мало-мальски подходящую щель.
Плюсы и минусы
Жаль только, что моим соотечественникам воспользоваться этими чудесами безопасности в ближайшее время не придется. Проблема в российском законодательстве, ограничивающем использование радаров. Особенно досадная ситуация сложилась с камерой заднего вида. При включении заднего хода изображение с нее подается на экран с надписью на английском языке: “Осмотритесь для безопасности!” А согласно Закону о защите прав потребителя все надписи, имеющие отношение к безопасности, должны быть на русском языке. В итоге пришлось камеру снять. Защитили потребителя! Хорошо хоть, что в начале 2007 г. ожидается появление разрешающих документов на навигационную систему. Спутниковый путеводитель по Москве и Санкт-Петербургу уже готов. На очереди другие города и веси.
Впрочем, отсутствие вышеперечисленных систем не единственная особенность LS 460, предназначенных для России. Стандартный автомобиль, предоставленный на европейской презентации, не будет для нас основным. Официально продажи в Москве начались с 4 декабря 2006 г., и 70% уже заказанных LS приходится на длиннобазную версию, которую в Западной Европе предлагать не будут. Длиннобазный LS 460L на 12 см длиннее. И все эти сантиметры отданы пространству для ног заднего пассажира, что и выдает принципиальное различие в идеологии этих версий. Длиннобазный LS предназначен для важных персон, ездящих с личным водителем. У него больше задние двери. Предусмотрена установка сидений Ottoman с регулировкой спинки на 45° и поддержкой для ног, как в самолете бизнес-класса. Степень трансформации такова, что можно путешествовать лежа. Цена LS 460 – от 112700 до 130700 долларов, LS 460L – от 120300 до 150100.
Длиннобазный LS – это лимузин. Стандартная версия – для тех владельцев, которые и сами не прочь посидеть за рулем. Хотя бы иногда, чтобы размяться и получить удовольствие. Вопрос лишь в том, можно ли получить удовольствие от вождения 2-тонного лимузина? Разумеется, двигатель мощностью 380 л.с. и разгон до “сотни” за 5,7 с кое-что значат. Но можно ли на LS 460, как это пишут в нотах, играть appassionato, то есть страстно, с воодушевлением.
Восток и Запад
В Москве грязь и слякоть, а здесь голубое небо, синее море и зелень пальм вдоль чистеньких улиц. И, представьте себе, все это... раздражает. Все эти тысячелетние французские деревни, безнадежно одинаковые по степени ухоженности. Все эти романтические пейзажи, утомляющие, как долгий день в картинной галерее. Даже развалины здесь кажутся декоративными. Никакого сравнения с Россией, где степеням разрухи несть числа, но где настоящая жизнь, а не картинки с выставки.
Обо всем этом размышлял я, сидя за рулем LS 460. Не слишком подходящие мысли для такой машины? Так ведь скучно! Уж больно гладко, ровно и беззвучно она движется. Без сучка, но и без “задоринки”. Просто какой-то “членовоз”. Покачиваясь на мягких волнах пневмоподвески, я уже пришел было к выводу, что требования комфорта в этой модели заслонили все. Мощь двигателя служит лишь для того, чтобы с запасом обеспечить ровность хода. В результате даже самые большие скорости давались без видимых, слышимых и ощутимых усилий. Никаких подхватов и вдавливающих в спинку ускорений. Уникальный “автомат” практически незаметно переключался в районе 4000 об/мин, где тяговые характеристики мотора оптимальны. Двигатель походил на дикаря в ливрее: сочетание врожденной мощи и благоприобретенного лакейства.
Единственное развлечение – педаль тормоза, которая оказалась довольно тяжелой, несмотря на статус первого в сегменте электрогидравлического устройства этого типа. Я даже стал подозревать, что выработку электричества для него мне приходится производить ногой. В остальном – прямо убаюкивающая нежность. Комфорт? О да! Воодушевление? Скорее, нет. Впрочем, а что еще я ожидал от лимузина?
Но затем мой сонный взгляд упал на кнопку с нарисованным на ней амортизатором и надписью “Sport”. Нажатие на нее привело к более обостренным и четким реакциям руля и подвески. Использование ручного режима переключений передач позволяло загонять стрелку тахометра ближе к красной отметке на 7000 об/мин. И “ливрея” начала трещать по швам. Дела пошли веселее, но близился вечер, с которого начался этот рассказ. Сумерки, усталость после перелета и узкие горные дороги заставляли осторожничать, хотя ответ на вопрос дня уже звучал скорее положительно. И все же по-настоящему мое отношение к LS 460 изменилось на следующий день. И вовсе не из-за прослушанной вечером “Аппассионаты”.
Лучше поздно
Дело в том, что мы с коллегой немного заблудились на обратном пути в аэропорт. Доверившись “навигатору”, мы слишком поздно обнаружили, что в него введен длинный маршрут, рассчитанный на тех, у кого рейс вечером. А наш самолет улетал в полдень. Пока разобрались в ситуации, времени осталось в обрез. Было уже не до разумной осторожности. Я гнал, как мог. Я атаковал пропасти на горных серпантинах, облизывал отбойники, отмахивался от встречного транспорта, словно от насекомых, проносился по лесным дорогам так, что осыпались листья, играл с прочими участниками движения “в шашки”, стараясь быстрее “попасть в дамки” и оказаться в аэропорту. Такой режим требовал предельной сосредоточенности, заставив быстро забыть о том, где я и на чем я. И вдруг, в одном из “неразумно осторожных” виражей, я очнулся: “Позвольте, что я делаю, ведь я… водитель лимузина!”
Однако лимузин ехал! И ехал так, как нужно мне, сидящему за рулем, а не только тому, кто гипотетически возлежал на заднем сиденье. Быть может, самому сесть за руль и не барское дело. Но, честное слово, будет немного жаль таких “лежачих” владельцев. Ведь самого лучшего в собственном приобретении они и не почувствуют – его внутренней страстности. Если посчитать Mercedes-Benz S-Class образцом комфорта, а BMW 7-й серии – символом спортивности в данном сегменте, то LS 460, пожалуй, удалось объединить достоинства обоих. Или, из уважения к грозным конкурентам, скажем, занять свое место между ними. Место, которое, позволит бороться за лидерство в классе.
По мере стремительного продвижения отметки на экране навигационной системы мы стали понимать, что в аэропорт успеваем. Несколько успокоившись, я просто наслаждался автомобилем. Тормоза уже казались именно такими, как нужно. Их тяжелее нажимать, зато легче дозировать усилие. Руль точен и отлично информирует о том, что проделывают колеса. Подвеска работает не только на комфорт, но и на устойчивость.
И как же приятно было ехать на таком автомобиле по идеально ровному асфальту, где нет ни продавленной колеи, ни выбоин, ни перманентного ремонта! А какая погода! А солнце! Что за чудесные пейзажи за окном! В итоге у нас даже осталось время, чтобы заскочить в Ниццу, прошвырнуться по Английской набережной вдоль лазурного моря под шелест пальм.
Французский город... Английская набережная... Японский автомобиль... Играть с воодушевлением!
Технические характеристики Lexus LS 460
Габариты, мм 5030х1875х1465
База, мм 2055
Тип двигателя бензиновый V8
Рабочий объем, куб. см 4608
Макс. мощность, л.с./об/мин 380/6400
Макс. момент, Нм/об/мин 493/4100
Трансмиссия автоматическая 8-диапазонная
Привод задний
Макс. скорость, км/ч 250*
Шины 225/65 R17
Время разгона 0-100 км, с 5,7
Расход топлива (средний), л/100 км 11,1
* Ограничено электроникой.
Леонид Ситник
Фото автора и фирмы-производителя
Источник: