Смотрю и недоумеваю: почему? Почему он до сих пор числится среди нелегальных иммигрантов, живущих призрачной надеждой получить официальный статус? Вроде все основания имеются. Благородное происхождение, безупречная репутация, всеобщая востребованность, в конце концов. Ан нет, по-прежнему серый импорт. Будем разбираться.
Из обширной производственной программы марки Lexus, представленной восьмью семействами, на российском рынке отсутствуют две позиции: внедорожник GX 470 и бизнес-седан ES 350. Первый, являющий собой точную копию Toyota Prado, что называется, широко известен в узких кругах, и обсуждать его особого смысла нет. А вот второй кажется более достойным предметом для изучения.
С эстетической точки зрения ES 350 не несет в себе ничего инновационного. Он представляет собой еще одно творение в фирменном стиле L-Finesse, отточенном на моделях IS и LS. Идея в том, что красота должна быть простой, а простота – эмоциональной. Образцом совершенства служит штрих черной туши, который лежит в основе любого иероглифа и наносится одним взмахом кисти. Как говорится, ищите сходство!
Сходство налицо, и не только с иероглифами. С расстояния в несколько десятков метров машину сложно отличить от флагманского LS, особенно при взгляде в профиль или с тыла. Спереди путаницы меньше благодаря известной разнице в форме фар: у LS головная оптика более крупная и угловатая. Вы не найдете в облике ES ни гиперактивности IS, ни эклектичности GS, зато ламинарная респектабельность, которой так гордятся стилисты Lexus, присутствует в избытке. Между прочим, бросающаяся в глаза обтекаемость обводов нисколько не иллюзорна – коэффициент аэродинамического сопротивления равен 0,28, что близко к минимуму.
Соблазны и их цена
В общем, сама мысль о покупке машины, которая большинству окружающих будет казаться на многие тысячи долларов дороже, чем она есть на самом деле, вполне соблазнительна. Будет ли она казаться таковой владельцу, который чаще видит автомобиль изнутри, нежели снаружи? Тут есть нюансы. Нет-нет, не подумайте, будто ES 350 посрамил честь марки. Все в нем совершенно по-лексусовски: знакомый стиль, знакомый интерфейс, знакомые материалы. Унифицированная комбинация дерева, кожи и пластика как по цвету, так и по тактильным ощущениям. Даже кнопки и те с характерным “металлическим” отливом, уже ставшим классикой бренда Lexus. Естественно, безупречное качество всего и вся. Придраться вроде бы и не к чему, но именно столь благополучный фон делает недостатки особенно рельефными. Впрочем, о любом из них можно смело сказать: это дело вкуса.
Вопросы вызвали следующие моменты. Во-первых, центральная консоль, пародирующая атакующую кобру. Биодизайн давно уже вышел из моды, и в автомобиле 2008 модельного года, да еще из премиум-сегмента, видеть его размашистые следы по меньшей мере странно. Прямо тут же еще один анахронизм – слот для кассеты. Аудиосистема высшего класса, работающая с аналоговым носителем? Повеяло 80-ми. Ну и высокий рычаг АКП красоты никак не добавляет. Наблюдаются и отчетливые признаки плагиата. Речь идет о компоновке приборной панели, в которой использованы два циферблата с дополнительными указателями вдоль их нижних кромок. Ассоциаций с BMW не возникнет разве что у потомственного дикаря. Но… это в любом случае лучше, чем салон Camry.
О Camry вспомнилось неспроста, ведь Lexus ES 350 де-факто и есть Toyota Camry, которая замаскирована новыми кузовными панелями. Архитектура кузова, 3,5-литровый V6, 6-диапазонный “автомат” и независимый McPherson “по кругу” сохранены с минимальными изменениями. И это уже традиция. Седаны серии ES, история которых насчитывает 18 лет, всегда создавались на основе среднеразмерных машин Toyota. А в цифре “18” никакой ошибки нет. Бытует мнение, что первым и единственным продуктом марки Lexus в момент ее выхода на сцену в 1989 г. был представительский LS 400. Это не так. Моделей было две, а роль “младшего брата” выполнял тогда ES 250, копировавший седан Toyota Vista. Японцы с гордостью подчеркивают, что сегодняшний ES 350 с кодовым обозначением GSV40, дебютировавший на автосалоне в Чикаго в феврале 2006 г., по всем статьям превзошел тот, самый первый LS 400. Мол, он мощнее, быстрее и комфортнее.
Не спорю, многое из того оснащения, что доступно для ES 350, “первородному” LS 400 и не снилось. Правда, наиболее прогрессивное оборудование отнесено к отдельно оплачиваемым опциям, которые можно заказать либо по отдельности, либо в составе пакетов. Наш экземпляр – настоящая передвижная выставка: здесь есть почти все, что закинуло цену растаможенного автомобиля в заоблачную высь. Чем может побаловать себя щедрый заказчик? Например, передними креслами с подогревом, вентиляцией, памятью и регулируемой длиной подушки. Разветвленной системой безопасности с активным круиз-контролем DRSC, функцией экстренной мобилизации PCS и десятью подушками безопасности. Сенсорным дисплеем, на который выводятся показания навигации, оснащенной голосовым управлением, или же картинка с задней видеокамеры. Системой доступа и запуска двигателя без ключа SmartAccess. Панорамной крышей из стекла. Поворотными фарами AFS. Ну и аудиосистемой Mark Levinson с усилителем на 300 Вт, 14 динамиками и CD/DVD-чейнджером. “Упакованный” под завязку ES 350 в Америке стоит ровно 40 тыс. долларов. А мы, россияне, как известно, народ богатый, с нас и спрос другой.
С комфортом и достоинством
Прежде чем обсуждать ходовые качества машины, необходимо сказать пару слов о ее позиционировании. В производственной программе Lexus модель ES 350 сейчас “запараллелена” со спортседаном IS, который в версии IS 350 оказывается даже дороже. Это означает, что оба упомянутых автомобиля занимают одну ступень, но предназначены для совершенно разных аудиторий. Согласно маркетинговым исследованиям Lexus, средний возраст покупателя модели IS – 41 год, в то время как для ES этот показатель составляет 61 год. Иными словами, целевая группа модели ES 350 – люди пенсионного возраста. Вообще последние пару лет 40% автомобилей Lexus в Северной Америке покупают клиенты старше 60 лет, и потеря молодежной аудитории для японцев сейчас становится очень серьезной проблемой, но это тема для отдельного разговора.
Удивительно, но при такой ориентации эргономику Lexus ES 350 “старческой” назвать сложно. Можно было ожидать высокую посадку, мягкие кресла и легкие органы управления, однако машина оказалась в лучшем тонусе. Динамика разгона отличная, торможение эффективное, разве что педали задемпфированы, дабы не провоцировать автомобиль на резкости в случае неосторожного обращения с ними. В настройках коробки-“автомата” предпочтение отдано плавности, нежели скорострельности. Да, имеется ручной режим, но частое его использование жестко конфликтует с характером автомобиля, в общем и целом флегматичным. Этот Lexus любит трассы, но не любит серпантин – на входе в поворот машина упирается и кренится, хотя устойчивости не теряет ни на миг. К тому же руль с его 3,75 оборота между крайними положениями вынуждает расстаться с мыслью о скоростном маневрировании. Но чувства невосполнимой потери отчего-то не возникает. Наверное, потому, что наслаждение здесь получаешь не от штурма виражей, а от полета по прямой. Двухслойное остекление гарантирует фантастическую тишину в салоне, подвеска сглаживает дорожный профиль. Для дальних поездок – в самый раз. Однако и в городе ES 350 остается на высоте. Чего стоит одна только система подавления вибраций двигателя на холостых оборотах! В результате мы имеем мощный и быстрый автомобиль для тех, кто предпочитает спешить с комфортом и достоинством. Причем как за рулем, так и на просторном заднем сиденье.
Востребован ли такой автомобиль в России? Учитывая несомненный успех LS 460, существенно упрочивший имидж марки Lexus в секторе представительских машин, можно прогнозировать положительную реакцию корпоративных заказчиков и на более доступную модель этого формата. Готова ли компания продавать ES 350 у нас? Честно говоря, ему сложно подобрать правильную нишу. Если следовать логике и ставить эту модель на ступень выше IS, она неизбежно будет конкурировать с семейством GS. Уводить ее еще выше бессмысленно, поскольку GS и без того по многим параметрам выглядит привлекательнее. Все-таки Lexus ES 350 – слишком “американский” по духу. В случае официального выхода на российский рынок его необходимо будет адекватно воспринимать как продавцам, так и покупателям. Иначе он обречен навсегда остаться чужим среди своих.
Леонид Клюев
Фото Виталия Усова
Источник: