В СЕМЬЕ ГИБРИДОВ ДЖИПА И "ЛЕГКОВУШКИ" СОЛИДНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ. В РОССИЮ ОДНОВРЕМЕННО ПРИЕХАЛИ NISSAN X-TRAIL, LAND ROVER FREELANDER И FORD MAVERICK.
Эта относительно новая порода автомобилей становится все более популярна во всем мире. До сих пор выбор машин этой ценовой категории в России был невелик: Honda CR-V и HR-V, Toyota RAV4, а также недавно присоединившийся к ним Hyundai Santa Fe. Три "новичка" способны основательно "отциклевать" рынок "паркетников".
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Все модели оснащены, разумеется, полным приводом. Различие между ними заключается в реализации режима 4х4. Freelander, что традиционно для Land Rover, имеет постоянный полный привод с межосевой вискомуфтой и постоянным пропорциональным распределением крутящего момента между осями. Более того, в трансмиссии стоит промежуточный понижающий редуктор с постоянным передаточным числом 1,359. И никаких блокировок дифференциалов. Хотя в какой-то мере их роль может исполнять антипробуксовочная система.
В Maverick основным режимом работы привода является передний, с автоматическим, в случае явной пробуксовки ведущих колес, подключением заднего моста. Этим заведует специальное многодисковое сцепление RBC (Rotary Blade Coupling), которое одновременно играет роль межосевого дифференциала. Для прохождения тяжелых участков или бездорожья предусмотрен режим 4х4 Lock. В этом случае блокируется межосевой дифференциал, и крутящий момент распределяется между осями поровну. Блокировки межколесных дифференциалов нет.
1,2,3. Оригинальный, но удобный щиток приборов. Под ним -- емкости для напитков. Положение рычага АКПП показывают светодиоды между указателями топлива и температуры. На обтянутом кожей руле есть управление аудиоцентром. В "бардачке" перед водителем есть гнездо питания, например, для мобильного телефона с GPS.
4,5. Складывающиеся кожаные задние сиденья (они к тому же регулируются по углу наклона) образуют ровный пол с практичным пластиковым покрытием. За откидным подлокотником скрывается дополнительное "окно" в багажник.
6. Низко расположенный мотор Nissan способствует устойчивости машины. А воздухозаборник находится высоко, под самой кромкой капота, что уменьшает риск "хлебнуть" воды.
7. Роскошные литые диски обуты в скандально известную резину Firestone Wilderness.
8,9,10. Традиционное для "американцев" торпедо с грубоватыми, но удобными органами управления: справа под рулем -- "кочерга" АКПП, режимы работы которой высвечиваются на маленьком дисплее под спидометром. Кнопки круиз-контроля расположены на кожаном руле.
11,12. Задние сиденья с кожаной обивкой -- также складные. Но подлокотник и третий подголовник отсутствуют. Стекло задней двери открывается отдельно.
13. Самый мощный из троицы мотор Maverick рассчитан на 92-й бензин. Однако напрочь лишен защиты снизу.
Дальше всех в развитии полного привода пошел Nissan. Его трансмиссия работает в трех режимах: только передний привод, режим автоматического подключения заднего моста и режим полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и постоянным распределением момента между осями в соотношении 57:43. Задний межосевой дифференциал -- самоблокирующийся, а еще штатно устанавливается отключаемая система динамической стабилизации.
ВИДЫ СНАРЯЖЕНИЯ. С точки зрения мощностных характеристик лидирует Maverick с его 197-сильным мотором. Затем следует Freelander со своими 177 силами, и самым последним оказывается Nissan с 140-сильным "движком". То есть Nissan вроде бы самый слабый. Это весьма относительно. Во всяком случае, цифры удельной массы различаются не столь сильно. У Nissan этот показатель составляет 8,9 кг/л.с., а у Maverick -- 7,7 кг/л.с. А Freelander почти не отличается от Nissan -- 8,7 кг/л.с. Позволим себе, однако, заметить, что у X-Trail, выпускаемого для Японии, уже есть 280-сильный мотор с турбонаддувом. И недалек тот день, когда он появится и в России. Вот тогда "японец" однозначно переиграет всех своих "классовых врагов".
1. Противотуманные фары в стандартную комплектацию не входят, но "штатный" свет Freelander -- лучший.
2,3,4. Симметричное торпедо снабжено двумя "бардачками" и множеством полочек для мелочей. Режимы работы АКПП высвечиваются на дисплее под спидометром. На центральной консоли собраны все клавиши управления дополнительным оборудованием. Желтая кнопка перед селектором КПП включает систему HDC. Она работает только на первой передаче и "реверсе".
5. Багажное отделение выглядит скромно, но сиденья складываются, как у "больших" внедорожников: спинка укладывается на подушку, затем все поднимается вертикально. Стекло задней двери -- опускающееся, с дистанционным управлением.
6. Моторный отсек, по сравнению с предшественником, стал немного длиннее, чтобы уместить в себя V-образную "шестерку". Снизу двигатель защищен мощной дюралевой пластиной.
Но произойдет это потом, а пока по части динамики Maverick вырывается вперед. И в прямом и в переносном смысле. Хотя, казалось бы, "автомат" Freelander типа steptronic вкупе с 6-цилиндровым мотором должен обеспечить "англичанину" преимущества. Но виноват режим постоянного понижения в раздаточной коробке трансмиссии Land Rover. Он обеспечивает ему преимущество на бездорожье, но на асфальте притупляет динамику. А вот в полностью автоматическом режиме Freelander ведет себя подобно хорошо вышколенному дворецкому: прежде чем исполнить приказание, он обязательно осведомится, "уверен ли сэр, что он именно этого хочет". Впрочем, в ручном режиме переключения передач его реакции становятся гораздо активнее, но, согласитесь, постоянно дергать вперед-назад рычаг, который к тому же расположен очень низко, -- занятие, несомненно, для любителя.
Все три автомобиля имеют независимую подвеску, а задняя у Maverick обладает еще и подруливающим эффектом. Однако настройки самих подвесок существенно различаются. И ведут себя машины на дороге по-разному. Особенно в скоростном прохождении поворотов и во время маневров. С этой точки зрения в лидеры вышел Nissan. Он едет очень уверенно, понятно и предсказуемо, позволяет без напряжения проходить повороты на более высокой скорости, чем конкуренты. Второе место занимает Maverick, а Freelander оказывается "в хвосте". Не то чтобы у него эти маневры получаются хуже. Очень комфортная, но более мягкая, по сравнению с "японцем" и даже "американцем", подвеска вызывает избыточные крены кузова. А это неприятно -- напрягает и заставляет снижать скорость.
ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ. Понятно, что ни один из этих автомобилей не рассчитан на преодоление серьезного бездорожья. Задача простая -- проехать там, куда на обычном автомобиле лучше и не соваться. С этим вся троица справляется хорошо. Энергоемкости подвески вполне хватает для того, чтобы прохватить по неровному гравийному проселку со скоростью около 80 км/ч. Короткие передние и задние свесы позволяют всем троим безболезненно перебираться через канавы и кюветы. Взобраться на высокий и крутой склон и спуститься с него -- тоже не проблема.
Однако в целом в ситуации "вне асфальта" расстановка сил несколько меняется. В пользу Freelander и X-Trail. На сухом песке, например, где "англичанин" и "японец" пробираются без особого напряжения, Maverick начинает активно буксовать, вздымая тучи пыли. Спасает только запас мощности и момента. К преимуществам Freelander на бездорожье, несомненно, относится больший, на целых 2 см, клиренс и наличие мощной штатной защиты из алюминиевого сплава. Кроме того, все версии с 6-цилиндровым мотором оборудованы системой HDC (принудительное ограничение скорости в пределах 10 км/ч при спуске со скользких склонов). Причем работает эта система как в движении вперед, так и задним ходом. А X-Trail, благодаря очень низкому центру тяжести, превосходит всех троих по поперечной устойчивости. У Freelander неожиданно обнаружился неприятный недостаток -- вся вода из луж на дороге почему-то прямиком летит на лобовое стекло.
ПОРТРЕТ ХОЗЯИНА. Не вдаваясь в рассуждения по части эстетики и стиля, ибо окончательный приговор зависит от личных пристрастий и вкусов людей, отметим лишь некоторые характерные практические черты. Они ведь тоже влияют на выбор. Самая хорошая оптика -- у Freelander. Ночью великолепно освещаются дорога и обочины, напоминает свет прожектора поезда. Самый "чистый" кузов и пороги (их закрывает нижняя кромка дверей) и, как следствие, в любую погоду чистые брюки у водителя и седоков -- у X-Trail. Опускающееся стекло задней двери у Freelander и отдельно открывающееся стекло у Maverick весьма практичны. Самый удобный вход и выход -- в Maverick. В нем же самые удобные положения регулировки водительского сиденья. Собственно сиденья наиболее эргономичны в X-Trail. В нем же самая необычная и самая стильная (и при этом удобная) приборная панель, хотя расположена ровно посередине торпедо. В "японце" и самое практичное багажное отделение. Затем идет Freelander, а на последнем месте стоит Maverick.
По уровню отделки салона, количеству всяких полезных полочек и "бардачков" X-Trail и Freelander находятся примерно на одном уровне. Maverick победнее, по-американски простоват. По оснащенности опциями и разнообразию вариантов комплектации выигрывает X-Trail.
Каждый из автомобилей, как убедились мы за несколько дней теста, обладает своим выраженным характером. К ним нельзя приклеить ярлык "женский" или "мужской". Maverick -- грубоватый американец с ковбойскими замашками и привычкой класть ноги на стол. Freelander -- подтянутый английский джентльмен, экипированный для легкого сафари, X-Trail -- вежливый, но исполненный чувства собственного достоинства и внутренней силы традиций потомок самураев. И еще можно сказать точно: тот, кто ездит сегодня на машинах, о которых мы писали в начале теста, всерьез призадумается -- что же покупать через год-другой?
ТЕКСТ АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ИЛЬИН
МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ Nissan X-Trail Ford Maverick Land Rover Freelander
Страна-производитель Япония США Англия
КУЗОВ универсал универсал универсал
Количество дверей/мест 5/5 5/5 5/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый с многоточечным электронным впрыском
Расположение спереди поперечно спереди поперечно спереди поперечно
Рабочий объем (куб. см) 1998 2967 2497
Число/расположение цилиндров 4/рядно 6/V-образно 6/V-образно
Диаметр цилиндра х ход поршня (мм) 89,0х80,3 89х79,5 80х82,8
Мощность, кВт (л.с.) при об./мин. 103(140) при 6000 145(197) при 6000 130(177) при 6250
Макс. крутящий момент (Нм при об./мин.) 192 при 4000 265 при 4750 240 при 4000
ТРАНСМИССИЯ
Привод подключаемый полный подключаемый полный постоянный полный
Коробка передач автоматическая 4-ступенчатая автоматическая 4-ступенчатая автоматическая секвентальная 5-ступенчатая
ПОДВЕСКА
Передняя независимая, на подрамнике, подпружиненные стойки на верхних и нижних рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости независимая, подпружиненные стойки на поперечных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости независимая, подпружиненные стойки на поперечных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя независимая пружинная многорычажная, с продольными, поперечными и диагональными рычагами, стабилизатор поперечной устойчивости независимая пружинная многорычажная на подрамнике, стабилизатор поперечной устойчивости независимая, подпружиненные стойки на трапециевидных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип шестерня-рейка с гидроусилителем интегрального типа шестерня-рейка с гидроусилителем интегрального типа шестерня-рейка с гидроусилителем интегрального типа
Мин. диаметр разворота (м) 11 11,2 11,6
ТОРМОЗА
Передние / задние дисковые вентилируемые / дисковые сплошные дисковые вентилируемые / барабанные дисковые вентилируемые / барабанные
ABS электронная 4-канальная электронная 4-канальная электронная 4-канальная
КОЛЕСА
Размер шин 215/65 R16 235/70 R16 215/65 R16
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС
Длина/ширина/высота (мм) 4510/1765/1675 4395/1780/1700 4445/1805/1710
Колесная база (мм) 2625 2620 2560
Колея передняя/задняя (мм) 1530/1530 1555/1550 1535/1545
клиренс (мм) 200 200 220
Объем топливного бака (л) 60 62 59
Масса снаряженная (кг) 1452 1570 1525
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скорость (км/ч) 180 190 182
Разгон до 100 км/ч (сек.) 13,1 10,2 10,1
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива (л/100 км) Город/смешанный цикл/шоссе 12/7,7 18,9/9,3 17,2/9,7
Цена в Москве около $35 тыс. $36,3 тыс. $42 тыс.
Источник: