Британцы выбрали весьма необычное место для презентации Land Rover Discovery 4
Место действия - секретный объект на границе Англии и Шотландии. Фотографировать запрещено. Огромный герб, висящий на стене, выглядит особенно символично. Лев и единорог по сторонам щита на самом деле находятся каждый на своей территории. Под гербом - огромные трубы, от которых зависит жизнь Эдинбурга. За невинной с виду кирпичной стеной - 74 млн т воды. Что мы здесь делаем, в этом подводном бункере? Присутствуем на презентации нового Land Rover Discovery 4.
Поставлено на вид
Внешне Discovery четвертого поколения изменился столь мало, что некоторые специалисты отказывают ему в новизне, называя эту модель глубоким фейслифтингом, имея при этом в виду, что запрятан он так глубоко в высокотехнологичных недрах британского внедорожника, что снаружи и не заметишь. Что делать! Всякий раз при обновлении своих автомобилей дизайнерам Land Rover приходится не столько подчеркивать новизну, сколько демонстрировать преемственность. Не следует забывать и об основополагающих принципах знаменитой фирмы, один из которых гласит: чем меньше дизайна, тем лучше. Автомобиль должен выглядеть естественно-научно. Всем своим видом Land Rover словно бы демонстрирует, что на самом деле мир устроен гораздо проще, чем некоторые думают.
Словом, внешне в Disco 4 сохранилось куда больше, чем появилось: это и ступенчатая, "в два наката" крыша под "амфитеатр" третьего ряда, и знакомый загиб нижней кромки заднего стекла, и традиционная жесткость коробчатых форм в сочетании с интеллигентной "четырехглазостью". И все же возможность позагибать пальцы у обладателя Discovery 4 имеется. Во-первых, изменился вид фальшрадиаторной решетки: вместо таранообразного передка с мощными перекладинами и бампером, с которым вполне можно было идти на разгон небольшой демонстрации экологов, появились характерные для всех новейших моделей Land Rover "сотовые" поперечины, заметно прибавившие новому Disco ажура. Фары по-прежнему напоминают пересекающиеся диаграммы какого-то очень успешного полупрозрачного бизнеса, по которому два партнера ведут самый лицеприятный спор о долевом в нем участии. Словом, весьма интригующе и актуально. Но вокруг возникло целое созвездие светодиодов. Этих светящихся точек дизайнерам Land Rover хватило на очень много "i". Их россыпь теперь возвещает появление нового Discovery, словно беззвучная барабанная дробь - кульминационный момент представления. Аналогичная дробь задних фонарей не менее эффектно сопровождает его уход.
Двадцатидюймовые диски теперь доступны как заводская опция. Боковые отдушины под зеркалами отныне видны с обеих сторон. Предложено три новых цвета кузова.
Уровнем выше
Честно говоря, прежний образ Discovery мне очень нравился, пусть даже его бампер несколько напоминал стилизованный "кенгурин". Передок четвертого поколения стал проще, что не может не вызывать симпатии. "Подбородок" глаже "выбрит", что улучшило и вид, и аэродинамику. Но при этом новый Disco куда менее наивен. Несколькими штрихами его создатели преобразили его внешность довольно радикально. Смею даже сказать, что по общему своему духу он изменился принципиально. Он стал куда более "рейнджерообразным" и уже не выглядит как упрощенная и удешевленная версия флагманской модели компании, будто собранная из недетского конструктора Lego. Парадокс при этом заключается в том, что при внешней унификации с другими моделями Land Rover нового поколения Discovery 4 выглядит отныне как вполне самостоятельная ценность. И это становится еще более заметным при знакомстве с салоном.
Если экстерьер - это эволюция, то интерьер - революция. Здесь новое все. И дело не только в таких ярких нюансах, как подсветка ручек дверей или более качественные и мягкие материалы, не уступающие стандартам флагманского Range Rover. Дело в принципиально иной архитектуре: вместо вертикального "сруба" прежней центральной консоли, для работы с которой необходимы были навыки скалолаза, появилась более "расположенная" к водителю плоскость. Новый руль с двумя джойстиками и кучей кнопок позволяет вовсе не покладать рук на органы управления второстепенными системами. Появилось множество модных штучек - от разъемов для всех возможных типов увеселительных устройств до жидкокристаллического дисплея на щитке приборов. Двигатель теперь заводится кнопкой. Новые сиденья отличаются лучшим подпором и удлиненной подушкой.
Но особенно удачным с эргономической (да и политической) точки зрения выглядит перенос регулятора системы Terrain Response из глубокого арьергарда за рычагом трансмиссии на позицию, более соответствующую ее роли в мировоззрении британской компании. Теперь этот "пуп" идеологии Land Rover красуется на самом видном месте, своими "межпланетными" иероглифами недвусмысленно напоминая о внедорожных возможностях Discovery. А возможности эти еще более возросли.
У себя дома
Land Rover в Шотландии - у себя дома, а посему маршруты, проложенные организаторами тестов в окрестностях Эдинбурга, поражали разнообразием даже видавших виды автомобильных журналистов. На обед мы могли остановиться в "заброшенной" каменной хижине посреди вересковой долины, а обязательный five-o-clock устроить в замке, обилием башенок и размахом фасадов напоминающем смесь фантасмагорий Кафки и бланманже Диснейленда. Лужайки и деревья вокруг этого каменного торта выглядели так, будто каждая травинка и листик прошли через руки графского парикмахера. Соответственно, и окружающие угодья мало напоминали привычные нам поля битвы за урожай. Зайцы справа и слева играли в чехарду с овцами. Через дорогу шныряли куропатки, похожие на страусов-лилипутов. Все это настраивало на лирический лад. Но порой беспечность организаторов удивляла.
Маршрут вывел нас на берег реки, в прежние времена, должно быть, служившей непреодолимой границей между двумя враждующими королевствами. В подобных случаях всегда где-нибудь поблизости замечаешь Defender или подобный ему "рояль в кустах" с тросом наготове. А здесь - никого! Выгребай как знаешь! Но в том-то и прелесть люксовых Land Rover, что они и без подсказки знают, что и как делать. В таком автомобиле ты везде как у себя дома.
Надо просто выставить регулятор Terrain Response в нужное положение, и можно спокойно любоваться, как автомобиль гонит волну, смывающую с "вражеского" берега зазевавшихся фотографов. А есть ситуации, когда самодеятельность с педалями прямо противопоказана. Например, при спуске по скользкому глинистому склону. Тут главное - ничего не трогать. Hill Descent Control за всем проследит сам. А теперь эту систему дополняет и Gradient Release Control, подхватывающий неумело отпущенные тормоза на очень крутом спуске и подавляющий в самом зародыше попытку автомобиля набрать инерцию, которая может закончиться разбитым о дно оврага бампером, а при углах съезда, на которые геометрически способен Defender, и вовсе поставить машину на попа. Такая возможность у нас тоже была.
Стоило свернуть с поля в лес, как начинался графский парк юрского периода. Вот где можно было вдоволь покрутить выдающийся кругляш Terrain Response: "грязь-и-рытвины", "трава-и-снег", "песок-и-камни", рок-н-ролл. Disco выглядит интеллигентно, но вполне способен устроить хороший шансон на лесоповале. Как и на новом Range Rover, появился "контроль старта на песке". Доработана программа "камнеедства". Одним из проявлений джиперского мастерства при "скалолазании" является умение использовать педали "газа" и тормоза одновременно для более контролируемого продвижения среди валунов. У опытного водителя автомобиль в таких случаях идет плотно, а не болтается, словно маятник. Теперь Terrain Response овладел и этим специфическим умением: в режиме Rock Сrawl при движении со скоростью менее 5 км/ч на первой или задней передаче на его тормоза подается некоторое давление.
Однако внедорожные возможности Discovery и прежде внушали трепет городскому жителю. Но его основная среда обитания все же асфальт. Резвость - норма жизни для современного человека, поэтому главное внимание при разработке четвертого поколения было все же уделено улучшению его способности ездить по обычной дороге.
На ровном месте
"Ключевая задача с инженерной точки зрения состояла в том, чтобы преобразить поведение D4 на асфальте", - заявил Стюарт Фритт, главный инженер проекта. Решающая роль в том впечатляющем прогрессе, которого достиг Disco в этом направлении, принадлежит новым двигателям - турбодизелю LR-TDV6 3.0 и атмосферному бензиновому LR-V8. Объем дизеля увеличился с 2,7 л у прежней модели до 3 л у нынешней. В результате его мощность возросла на 29%, а тяга - на 36%, при этом расход топлива сократился на 9,7%. Новый дизель оснащен двумя турбонагнетателями оригинальной последовательно-параллельной схемы. Представители компании утверждают, что это первая система такого типа, приспособленная для V-образного мотора. У каждого ряда цилиндров своя турбина, но они имеют разную производительность. Основную работу совершает большая турбина, малая же "просыпается", когда требуются максимальные усилия. То есть турбины могут работать одновременно, но дополняя друг друга. Большая турбина как бы создает могучий басовый фон, а малая благодаря меньшей инертности парит над ним игривой фистулой. В результате мотор с холостых оборотов выходит на тягу 500 Нм всего за 500 мс.
Но для нас, жителей загадочной России, еще более важной новостью стало появление нового атмосферного бензинового мотора совместной с Jaguar разработки. О нем и о его инновационных системах мы писали совсем недавно, представляя обновленный Range Rover. Напомню лишь, что в сравнении с 4,4-литровым предшественником его объем доведен до 5 л, а мощность увеличилась на 25%.
Надо ли говорить, что прирост лошадиных сил минимум на четверть вкупе с хитроумными инновациями весьма заметным образом отразился как на динамических характеристиках, так и на "культурном" аспекте работы двигателя и трансмиссии, имея в виду их отзывчивость и послушание. Теперь, когда водитель Disco слышит слово "культура", ему еще больше хочется нажать на "газ". И автомобиль тут же сделает то, что правая нога пожелает. Кроме того, доработаны элементы подвески и рулевая система, благодаря чему автомобиль острее рулится и меньше кренится на виражах. В соответствии с возросшим потенциалом увеличились тормоза.
Новые моторы комплектуются только автоматической коробкой передач. "Механика" доступна со старым 2,7-литровым дизелем, который будет предлагаться наряду с новыми двигателями. Цены на версию с 3-литровым дизелем начинаются от 2 млн 307 тыс. рублей. Land Rover Discovery 4 с бензиновым V8 стоит минимум 2 млн 613 тыс. рублей.
Слава Богу!
Шотландия по западным меркам - дикая страна. Впрочем, эта дикость вполне европейская. Поражает не столько ее нечеловеческое величие, сколько встроенность в пространство современной цивилизации с ее стадами овец, дорожной сетью, дворцами, хижинами и гидротехническими сооружениями. Даже та дамба, с которой начался наш рассказ, - самая, кстати, большая земляная дамба в Шотландии - сооружена так, что снаружи ее не сразу и отличишь от окружающего пейзажа, а возникшему за ним водохранилищу на вид пара миллионов лет. Шотландская дикость удивляет своей красотой, которую язык не поворачивается назвать нерукотворной. Особенно если глядишь на нее из окна Land Rover. Этот автомобиль отлично встраивается в любой пейзаж и всем своим видом говорит, что мир устроен гораздо проще, чем многие думают, глядя на карту, на которой не отмечено ни одной дороги. И этот мир прекрасен.
"Это самый разносторонний автомобиль в мире, - утверждает главный инженер проекта. - Это одновременно и легковая машина, и внедорожник, и небольшой грузовик, и представительский лимузин". Чаще всего Land Rover обвиняют в излишествах внедорожного вооружения. Мол, не полезет владелец автомобиля такой стоимости в грязь. А как насчет красоты?
Наверное, если бы Бог захотел сотворить Землю ровной, он так бы и сделал, и тогда автомобили Land Rover были бы не нужны. Но Бог решил иначе.
Некоторые технические характеристики Land Rover Discovery 4 V8
Габариты, мм 4829х2022х1837
Снаряженная масса, кг 2548
Тип двигателя бензиновый V8
Рабочий объем, куб. см 4999,7
Макс. мощность, л.с./об/мин 375/6500
Макс. момент, Нм/об/мин 510/3500
Трансмиссия автоматическая 6-диапазонная
Привод полный
Макс. скорость, км/ч 195
Время разгона 0-100 км, с 7,9
Расход топлива (средний), л/100 км 13,9
Леонид Ситник
Фото фирмы-производителя.
Источник: