Эра лицензионных моделей, собираемых в Южной Корее, похоже, постепенно заканчивается. Все производимые в этой стране легковые автомобили уже являются собственной разработкой южнокорейских компаний, на очереди - внедорожники. И если они все будут такими, как новый автомобиль компании Kia - модель Sorento, другим автопроизводителям, специализирующимся на полноприводных моделях, придется очень нелегко. "Корейцы" идут!
Краткий курс истории
Южнокорейская автомобилестроительная компания KIA, входящая в состав концерна Hyundai, в настоящее время занимается выпуском автомобилей практически всех классов, начиная от малолитражек Pride и Visto и заканчивая минивэнами Carens, Carstar и Carnival. С самого начала карьеры эта молодая компания при проектировании автомобилей активно использовала узлы и агрегаты японской компании Mazda, которая, в свою очередь, находится под патронажем концерна Ford. Правда, степень интеграции южнокорейской компании с японскими или американскими партнерами еще не достигла той стадии, когда разработанная одним отделением модель запросто продается под другими марками - пока такое себе позволяют только Ford и Mazda, а корейцам приходится самим и разрабатывать модели, и заниматься их сбытом.
С внедорожниками KIA везет, и компания, похоже, собирается его вовсю использовать. Ее первый полноприводный джип, "толстячок" Sportage, стал чуть ли не культовым на многих рынках. Спрос многократно превышал предложение, и несмотря на абсолютно неизвестную марку, "Спортэйж" хорошо покупали и в России, и в Германии, и вообще по всей Европе. Дебютировав у себя на родине в 1991 году, KIA Sportage с одним-единственным 3-дверным кузовом начал свое наступление на кошельки потребителей. В 1995 году, когда началась экспансия на европейский рынок, корейцы разработали пятидверную модификацию на удлиненной базе, которая впоследствии и стала самой популярной. Производили KIA Sportage, кстати, в Германии - на заводах известной "кабриолетной" фирмы Karmann. В 1997 году "Спортэйж" начинают собирать в России - настолько высоким был спрос на этот недорогой внедорожник. А еще через два года, спустя восемь лет после начала производства, KIA Sportage был незначительно модернизирован, и появилась длиннобазная модификация Sportage Grand с удлиненным задним свесом. В таком виде этот автомобиль выпускается и поныне - очень завидная судьба. Особенно если учесть, что это была первая самостоятельная модель начинающей компании.
И у второго внедорожника компании - KIA Sorento - есть все шансы повторить этот успех. Хотя бы потому что, как и Sportage в начале 90-х, "Соренто" сейчас тоже выступает в своем классе с оптимальным набором: хорошее качество сборки, приятный дизайн, очень приемлемая цена и отличное оснащение. За один только дизайн кузова этого автомобиля корейцам можно поставить "отлично": автомобиль получился красивым, довольно самобытным и в то же время интернациональным по духу. В нем нет ни одной черты, выдающей корейское происхождение, так вполне мог бы выглядеть и немецкий, и японский, и американский внедорожник. Видимо, художники имели в качестве наглядного пособия все конкурирующие модели.
А таковыми, судя по внешнему облику, корейцы считают Lexus RX300, Mercedes-Benz ML, BMW X5 и др. Посмотрите на заднюю стойку - в этом ракурсе автомобиль удивительно напоминает именно Lexus, а профиль - почти как у ML. В целом же общий стиль внешнего дизайна явно сориентирован на покупателей дорогих люксовых SUV. На стоянке возле офиса KIA Sorento не будет выглядеть бедным родственником среди вышеупомянутых конкурентов. На тестируемой версии, с окрашенными бамперами и молдингами, вообще останавливали взгляд все прохожие - им машина явно нравилась. Да и в городе владельцы других внедорожников порой бросали косые взгляды, явно оценивая этот джип неизвестной марки. Даже гаишники, остановившие нас для проверки, больше смотрели на машину, а не на документы. Похоже, с появлением этого автомобиля словосочетание "корейский джип" приобрело новое значение. И это стало очевидно, когда мы повстречали на заправке другого "корейца", чуть постарше - Hyundai Galloper II. Сразу стало видно, как далеко шагнул корейский автопром за последние десять лет - от производства лицензионных моделей до полного цикла разработки собственных. А россияне пока все еще новую "Ниву" никак не могут научиться нормально собирать - американцев, вон, позвали...
Внешний облик Sorento интересен еще и тем, что при всей схожести с другими моделями он обладает ярко выраженной индивидуальностью. Увидев один раз, вряд ли впоследствии его перепутаешь с внедорожником другой фирмы - машина очень яркая, запоминающаяся. И хотя до эпатажности SsangYong Rexton этому "корейцу" далеко, его тоже никак не назовешь "серым" и безликим. А вот интерьер слегка подкачал: качественный и стильный, но не настолько интересный, как внешний дизайн. Его можно назвать немного консервативным: вроде бы все как положено, но последних веяний моды корейцы не ухватили. И пластик визуально кажется излишне жестковатым, и "фанеровка" по бокам центральной консоли явно лишняя, и дизайн панели какой-то безликий. Впрочем, наверное, я слишком многого требую, ведь это все-таки не Lexus.
Главное - что по эргономике интерьер Sorento дотягивает до уровня салонов лучших автомобилей этого класса. Дверной проем широкий, посадка удобная, даже подножка в этом случае особо не нужна - в Sorento вполне удобно забираться и без нее. Посадка за рулем тоже впечатлила: почти как в Х5! И хотя KIA сам по себе выше (за счет рамы), его эргономику можно признать эталонной - ни в одном рамном внедорожнике мне не было так удобно. Прежде всего из-за самой рамы: обычно она занимает очень много места, из-за чего пол в салоне получается очень высокий, и места для ног остается мало. Но у Sorento рамы как будто нет: и пол достаточно низкий, и порог невысокий.
По запасу внутреннего пространства этот автомобиль находится где-то посредине между "рамными" и "паркетными" джипами схожей размерности - тут немного теснее, чем в Honda CR-V, но просторнее, чем в Mitsubishi Pajero Sport. Передние кресла, на мой взгляд, стоят немного высоковато, но это необходимо для обзорности - сидя ниже не сможешь контролировать передний край автомобиля. Зато на задних креслах должно понравиться даже очень крупным пассажирам: и ноги есть куда девать, и в потолок головой не упираешься. Вообще, Sorento должен понравиться высоким людям - как и в Toyota Land Cruiser Prado, здесь сможет с комфортом разместиться даже борец сумо.
Курс молодого бойца
Как и "Спортэйж", Kia Sorento, несмотря на игрушечный внешний вид, является внедорожником общего назначения. Его кузов посажен на мощную лонжеронную раму, а компанию передней независимой подвеске составляет жесткий мост-балка сзади. Но подвески, спереди и сзади - пружинные. Это избавило KIA от присущей "универсальным" моделям жесткости подвесок и обеспечило высокий уровень комфорта как на бездорожье, так и на асфальте. Непростая у Sorento и трансмиссия - в нормальном режиме автомобиль является заднеприводным, а передняя ось подключается только в случае необходимости преодоления тяжелого участка дороги. Но так как в трансмиссии имеется межосевой дифференциал, то эксплуатировать этот автомобиль в режиме "4х4" можно хоть круглый год. То есть в зимнее время вы можете постоянно ездить на полном приводе, не опасаясь застрять в сугробе, а летом отключать переднюю ось в целях экономии топлива и улучшения разгонной динамики. Для особо тяжелых условий движения предусмотрен ряд понижающих передач - одновременно с его включением блокируется и межосевой дифференциал, значительно повышая проходимость. Вдобавок на Sorento можно заказать самоблокирующийся дифференциал в задней оси - весьма полезная опция для наших условий. Остается только добавить, что переключение режимов работы трансмиссии осуществляется простым поворотом рычажка слева от руля. Для перехода с заднего привода на полный достаточно просто повернуть рычажок на одно деление, а вот включение понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала осуществляется только после полной остановки автомобиля.
Как видите, KIA Sorento - автомобиль из тех, что одинаково уверенно чувствуют себя и на разбитой грунтовке, и на распаханном поле, и на автобане. Причем ни в том, ни в другом, ни в третьем случае владелец автомобиля не будет вынужден краснеть, оправдывая свое поражение конструктивными особенностями автомобиля. В карьер? Значит, в карьер. На охоту? Да пожалуйста, хоть на сафари. Хотя все могло быть иначе, будь Sorento "паркетным" внедорожником с независимыми подвесками, несущим кузовом и обычной полноприводной трансмиссией с вискомуфтой.
Сделать из "Соренто" "паркетник" корейцы могли бы легко, оставив, как в Mercedes-Benz ML лонжеронную раму, оснастив эту модель независимой задней подвеской. И все - получился бы еще один конкурент BMW X5 и другим SUV, SAV ит.д. Но такой вариант развития событий, видимо, производителя не устраивал: он видел свою модель непременно внедорожником общего назначения, а не хлипким "паркетником". И это правильно: таких моделей уже практически не осталось. Почти все новые среднеразмерные внедорожники перешли в класс SUV - даже легендарный Mitsubishi Pajero III стал "независимым", лишившись заодно и лонжеронной рамы. И получается, что покупателю хорошего внедорожника общего назначения нужно было либо выбирать среди старых моделей вроде Mitsubishi Pajero Sport или Nissan Terrano II, или все же идти на поклон к производителям "паркетных" внедорожников. Так что потенциального покупателя KIA Sorento хорошо знает: на него обратят внимание те, кто "лишился" любимого внедорожника из-за смены приоритетов производителя.
На дороге и вне дорог
На нашем рынке официально представлены три версии KIA Sorento: турбодизельная 2,5-литровая 140-сильная, четырехцилиндровая 139-сильная объемом 2,4 литра и топ-версия с 3,5-литровым V6. Базовой модификацией считается турбодизельная LX - ее стоимость начинается от 17.420 евро с учетом доставки, но без "таможни". В стандартное оснащение этой версии входят литые диски, подушка безопасности для водителя, самоблокирующийся дифференциал в приводе задней оси, иммобилайзер, регулируемое по высоте сиденье водителя и регулируемая рулевая колонка. Еще есть центральный замок, корректор фар, гидроусилитель руля переменной производительности, электрические стеклоподъемники на всех дверях и электрорегулирумые зеркала с подогревом. Топ-версия LUX, предлагаемая только с 3,5-литровым мотором, дополнительно имеет еще и ABS с системой электронного распределения EBD, "штурманскую" и боковые подушки безопасности, расширители колесных арок, противотуманные фары и т.д. В общем, полный пакет, включая круиз-контроль, климат-контроль, руль с кожаной обивкой, подогрев передних сидений, автоматическую коробку передач и даже функцию подогрева "дворников" на лобовом стекле. Эта версия внедорожника и оказалась у нас на тесте - полный "фулл" стоимостью около 26.000 евро.
Скажем сразу: все впечатления от этого теста получены от модификации с 3,5-литровым мотором и автоматической КПП, возможно, базовый турбодизель, который стоит почти наполовину меньше, окажется совершенно другим. Потому что Sorento 3.5 - это высший класс. Я, если честно, не ожидал, что корейцы смогут сделать такой гармоничный и "способный" внедорожник - для меня Sorento стал настоящим откровением. Больше всего "убивает" разгонная динамика автомобиля. За 9,7 секунды набрать "сотню" с места - это, доложу я вам, результат, достойный хорошего седана, не говоря уже о "проходимцах". Быстрее "Соренто" только мощные "паркетники" вроде BMW X5 или американские "монстры" с восьмицилиндровыми моторами. Нажимаешь "газ", и "Соренто" легко срывается с места, моментально набирая скорость. При этом двигатель и "автомат" работают настолько четко и мягко, что просто диву даешься. Насколько я помню, стремительный разгон на Pajero 3.5 вызывал менее положительные эмоции. Во всем диапазоне оборотов, начиная с холостых и заканчивая "красной" зоной тахометра, мотор работает очень тихо. А когда провокационное нажатие педали газа все-таки заставляет его взреветь на пару секунд, из-под капота доносится приятное "сытое" урчание - почти как в BMW.
Хорошо едет 3,5-литровый "Соренто" и на средних оборотах. Максимум крутящего момента в 294 Нм приходится на 3000 об/мин, поэтому даже плавный разгон отличается высокой эффективностью. Этот внедорожник почти все время приходится "придерживать", ибо его двигатель настолько рьяно берется за дело, что до 100-120 км/ч разгоняешься как-то нереально быстро. А главное - комфортно. Машина просто разгоняется, и ничто не указывает на превышение скорости: ни звук мотора, ни шум встречного ветра. Даже на 140 км/ч, что довольно много для такого автомобиля, комфорт просто потрясающий.
Понравится всем и плавность хода. Несмотря на наличие зависимой задней подвески, по мягкости хода KIA Sorento уступает разве что все тому же BMW X5. Ни колебаний неподрессоренных масс, ни раскачки кузова - настройки подвесок почти идеальны, хотя в дальней дороге они могут показаться немного жестковатыми. Зато в повороте, насколько позволяют обстоятельства, ехать можно на хорошей скорости, не сбрасывая ее перед крутыми виражами. Управляемость этого автомобиля "заточена" таким образом, что в вираже Sorento сначала начинает слегка соскальзывать задней осью - есть время сбросить скорость и исправить ошибку. Хотя ездить так, с небольшим заносом, на Sorento чертовски интересно: мощный двигатель моментально срывает задние колеса в пробуксовку, поэтому на разгоне машина, словно суперкар, идет немного "боком". Но даже в таком режиме двигатель работает удивительно тихо, создается полная иллюзия дорогого люксового SUV.
Если бы... ...этот внедорожник производился не в Южной Корее и нес на себе эмблему не малоизвестной у нас фирмы КIA, а, к примеру, какой-нибудь уважаемой японской компании, то он бы не стоил около 26.000 евро - это во-первых. ...эту модель, в рамках внутренней кооперации между KIA и его "патроном" Ford, стали продавать на каких-то рынках под маркой "Форд" или Mazda, ее ждал бы оглушительный успех. И она моментально разделалась бы и с "паркетным" Ford Maverick (он же Mazda Tribyte), и с новым Ford Explorer - это во-вторых. ...все было именно так, как описано выше, то есть Sorento выпускался под другой маркой и стоил дороже, он наверняка не получил бы от нас столь восторженных отзывов. Перейдя в другую ценовую категорию, KIA Sorento стал бы конкурировать с совсем другими моделями - это в-третьих. Но в данном случае, при стоимости менее тридцати тысяч за автомобиль с 3,5-литровым шестицилиндровым мотором, автоматической коробкой передач, полноприводной трансмиссией, кожаным салоном, климат-контролем и т.д. и т.п., KIA Sorento - это действительно уникальное предложение для нашего рынка. И если дилеру удастся "выбить" хорошие квоты, другие продавцы внедорожников этой ценовой категории будут во сне зубами скрежетать: "Корейцы идут!"
Источник: