Началась эта история со знаменательного события в “мире животных”. У породистого британского хищника Jaguar произошла линька! Доблестный и умудренный опытом зверь сменил шкуру, чтобы почувствовать себя молодым и энергичным.
Это образная, но наиболее точная характеристика того, что произошло с флагманской серией английской марки – Jaguar XJ. Стратеги всемогущего хозяина, американского Ford, понимали, насколько сложно будет “британцу” оставаться конкурентоспособным игроком в сегменте представительских седанов в новом веке. Ведь все шло к тому, что в этом классе будут доминировать немецкие модели. Шарм и эксклюзивный статус, благодаря которым традиционные покупатели седанов XJ на протяжении десятилетий мирились с техническими недостатками и низким качеством машин, уже не спасали ситуацию.
“Размен” элитарного имиджа Jaguar сделал свое дело: модели Х-Type и S-Type, переднеприводные и даже дизельные модификации знаменитой марки лишили брэнд той слепой, верной любви многих состоятельных клиентов-снобов. В последнее время от бывших покупателей, пересаживающихся на BMW или Audi, частенько можно было услышать: “Finito l’amore”. В такой ситуации для сохранения хотя бы небольшого объема продаж Jaguar в сегменте топ-седанов оставался единственный шанс. Новое поколение XJ (см. № 1, 2003) должно было превзойти соперников в плане технического совершенства и использования передовых технологий. Иными словами, обыграть “немцев” на их поле и по их правилам! К счастью, когда такое радикальное решение созрело, ресурсы Ford позволили воплотить его в металле – “крылатом” металле!
И свершилось чудо: новый XJ, раньше страдавший запущенным “ожирением” и из-за этого безнадежно уступавший конкурентам по управляемости, стал самым легким представительским седаном в мире! Ведь 6-цилиндровая модификация XJ при длине
“Вживую” новая модель смотрится совершенно иначе, она полностью сохранила благородную “осанку”, которой всегда отличались седаны XJ, но теперь к утонченным чертам добавились стремительность и “поджарость”. Приятный и трогательный оттенок ретро остался, однако невозможно не заметить агрессивности и уверенности, присутствующих в характере машины. От некоторой аляповатости и угловатости предшественника не осталось и следа. Шеф-дизайнеру машины Яну Коллуму был дан карт-бланш, он мог выполнить XJ в самом непривычном стиле, причем многие маркетологи даже настаивали на тотальном изменении дизайна, с тем чтобы сделать акцент на революционных переменах в технологии. Нет сомнений, Коллум умеет создавать просто потрясающий авангард – взглянуть хотя бы на последний концепт-кар Jaguar R-D6 (cм. № 10, 2003). Но человек, которого по праву считают главным знатоком и хранителем эстетических традиций Jaguar, посчитал, что именно такова квинтэссенция стиля представительского седана марки. “Мы просто “сбрили” предыдущему XJ его многолетнюю “бороду”, и все встало на свои места”, – отметил Коллум. Другое дело, что новую машину иногда можно принять за... “малыша” X-Type.
Но перепутать “короля” и “пасынка” можно только на расстоянии. Вблизи габариты и аристократическая “поступь” “предводителя” марки незамедлительно напомнят, что за “X” следует еще и “J”! А в нашем случае еще и “R”, что уже радикально меняет облик. XJR, как всегда, выглядит великолепно. Непременная облицовка радиатора из переплетенной сетки (mesh-grill) смотрится намного изящнее, чем хромированные ячейки пластикового “носа” остальных модификаций. XJR также избавлен от ряда довольно “церемонных” декоративных элементов “младших” версий, упор здесь делается на “мускулистость” и “атлетичность” облика. А для этого нет ничего лучше 20-дюймовых колесных дисков со сверхнизкопрофильными шинами. Просто загляденье!
Новый автомобиль избавился от “жира”, его заменил мощный слой “мышечной ткани”. То же можно сказать и о внешности, но в особенности – о ходовых и динамических качествах. Стоит нажать на “газ”, и позиционирование XJR становится очевидным. Благодаря беспрецедентному снижению массы 406-сильный V8 с наддувом превращает машину в конкурента вовсе не Mercedes S 500, BMW 745 или Audi А8 4.2 с 8-цилиндровыми двигателями. Об этом красноречиво говорит хотя бы время разгона 0–100 км/ч – 5 с. Получается, что XJR на секунду с лишним быстрее этого трио, что невольно заставило нас расценивать его как соперника... имеющих 12-цилиндровые моторы немецких флагманов – Mercedes S 600 (см. № 4, 2003) и BMW 760 (см. № 8, 2003)! Но и в компании с такими мощными “спарринг-партнерами-тяжеловесами”, как оказалось, XJR может выступить весьма достойно. Уступая им в мощности соответственно 100 и
Такого ощущения легкости, почти полета при разгонах и прохождении поворотов не встретишь и на многих компактных спортивных хэтчбеках! Передняя ось вписывается в вираж с изумительными послушанием и четкостью. Недостаточной поворачиваемости, с которой неизбежно приходится мириться на всех больших машинах, вообще не ощущается. С включенной системой стабилизации XJR имеет нейтральную поворачиваемость. Без DSC в умелых руках машина готова подарить массу эмоций от задорных управляемых скольжений, но при этом ее “повадки” остаются стопроцентно предсказуемыми. BMW 760 позволяет практиковать неплохое спортивное “руление”, Mercedes S 600 Biturbo поражает безумной мощью и разгонными перегрузками, но все равно при прохождении виражей это очень “несговорчивые” субъекты: они хотя и подчиняются навязанной траектории, но все их “внутренности” противятся, бунтуют. XJR же практически избавляет от этих ощущений. Jaguar с невероятной легкостью вписывается в виражи, поворачивая без малейших усилий.
Нет слов, эта машина относится к числу тех редких моделей, за рулем которых самый сложный пилотаж воспринимается легко, почти играючи. Четкое рулевое управление довершает картину, позволяя водителю в каждом повороте наслаждаться послушанием “дикой кошки”. Это очень напомнило впечатления от теста Mazda RX-8 (см. № 9, 2003). Там подобное поведение возможно благодаря уникальному легкому роторному мотору и очень низкому расположению центра тяжести, в данном же случае “чудо” объясняется, конечно, использованием алюминия. По жесткости кузова на кручение XJR значительно (минимум на 30%) превосходит конкурентов, имеющих стальные кузова, что играет колоссальную роль в управляемости. Можно смело сказать, что XJR – это настоящая революция в классе представительских моделей!
Разумеется, от потери нескольких “лишних” центнеров не может не выиграть и разгонная динамика. Восьмицилиндровый V-образный мотор объемом
А какая мелодия наполняет в эти моменты салон! Эти звуки напоминают то вой ветра, то негромкий плач, то кажется, будто из-под капота доносится кошачья серенада. А при резком нажатии на педаль “газа” на III–IV передачах при 4000 об/мин компрессор внезапно выдает пару нот, ни дать ни взять похожих на звук виолончели! Причем “аккомпанемент” мотора ничуть не нарушает акустического комфорта в салоне. Насыщенная звуковая палитра нагнетателя только подчеркивает, что фильтрация остальных шумов поистине восхитительная. Заявляем со всей ответственностью: XJR во всех скоростных режимах “тише”, чем прямые немецкие конкуренты. Особенно это чувствуется на высоких скоростях.
Когда стрелка спидометра этого Jaguar упирается в отметку
Новый Jaguar использует активную подвеску с очень подходящим для марки названием CATS. Мы уже знакомы с ее “кошачьими повадками”, и в целом они очень подходят к характеру машины. Режим “Comfort” хорош для неспешной езды на отличном покрытии: шасси такое мягкое, что кажется, будто под колесами... толстая ковровая дорожка. С учетом того, что большинство владельцев в течение недели ездит в основном по городу, решение вполне логичное. Но стоит увеличить темп хотя бы до
В целом шасси на довольно высоком уровне, но все же бесподобная активная подвеска АВS от Mercedes и система Dynamic Drive BMW 7-й серии на шаг впереди и гарантируют лучшее сочетание стабильность/комфорт. CATS, повторимся, может отличиться только чуть большей стабильностью при скоростной езде на прямых. Вот если бы легкому и столь маневренному XJR мерседесовскую систему ABS, это был бы просто шедевр! Что ж, как говорят англичане, nobody’s perfect.
Чтобы закончить разговор о недостатках Jaguar, скажем о тормозах. Диски и механизмы итальянской фирмы Brembo обеспечивают сносное замедление, но только при первых двух-трех нажатиях на левую педаль. Даже после непродолжительного сеанса спортивной езды по горным дорогам тормоза буквально отказываются работать. Это совершенно неприемлемо, учитывая потрясающую предрасположенность машины именно к быстрому, интенсивному пилотажу. Посему темпераментным владельцам XJR, даже если они и слышать не хотят о тюнингерах, дорожка к ним проторена: выносливые тормоза – насущная необходимость для этой модели. Так что не зря фирмы Arden или Ritter Cars, специализирующиеся на тюнинге Jaguar, рекламируют свои тормозные механизмы...
Но вернемся к приятным моментам, а их в “общении” с XJR абсолютное большинство. Во время нашего теста позапрошлого поколения XJR – модели с рядной наддувной “шестеркой” объемом
Избавившись от удручающей тесноты, обитатели XJR отныне могут сполна наслаждаться атмосферой роскоши в салоне. Общий дизайн интерьера и оформление передней панели почти не изменились, только все компоненты увеличились пропорционально размерам салона, а качество отделки и сборки без ущерба “английскому шарму” подтянулось к лучшим немецким стандартам. Пока Audi, BMW и Mercedes спорят о предпочтительности концепций компоновки органов управления со своими новомодными джойстиками и прочими решениями в стиле хай-тек, Jaguar наглядно доказывает, что именно консервативная, довольно старомодная передняя панель по-прежнему дорогого стоит. Эргономика салона замечательная, а удобство пользования кнопками и клавишами непревзойденное, просто на уровне интуиции. Под этими “архаичными” панелями теперь скрывается масса сверхсовременной электроники. Пассажиры пользуются ее возможностями, но ее присутствие намеренно не акцентируется, как на современных машинах немецких марок. И пусть кожаная обивка уже не от знаменитой Connolly (легендарная фирма разорилась в прошлом году), а от австрийского поставщика, атмосфера в салоне царит чисто британская: чинность и фривольность сочетаются в известном только кудесникам англичанам соотношении.
На Британских островах о салоне нового XJ говорят, что здесь даже часы на передней консоли идут медленнее, чем течет время за бортом! Бесспорно, Jaguar XJR – достойная альтернатива топ-версиям Mercedes S-класса и BMW 7-й серии с 12-цилиндровыми моторами. Значит, нет и причин, чтобы он был намного дешевле. Так, в Европе цена машины с множеством опций, которая была у нас на тесте, около 115 тыс. евро, она вполне сопоставима с ценой S 600 Biturbo или 760iA – всего на 10–15% ниже. Но если в плане имиджа отсутствие V12 – “непреодолимое обстоятельство”, то в смысле динамики и удовольствия от езды наддувный V8 от Jaguar, как ни странно, может быть даже предпочтительнее. И, конечно, если выбирать между XJR и аналогами немецкого производства c 8-цилиндровыми двигателями, после этого теста мы не раздумывая отдали бы предпочтение Jaguar!
Ходовые качества у него просто фантастические, не говоря уже о том, что имя Jaguar, несмотря на все “старания” маркетологов, все еще имеет гораздо более эксклюзивный статус, чем Mercedes или BMW. Капитал респектабельности и изящных манер, заработанный маркой из Ковентри за 60 лет, слишком велик, чтобы о нем в одночасье забыли. Традиционные клиенты серии XJ, хоть они временно и пересели на немецкие модели, конечно, поворчат, но, скорее всего, снова вернутся к своей британской “возлюбленной”. Эти люди имеют возможность менять машины по прихоти, а не по необходимости. Прежних поклонников новый Jaguar постепенно себе вернет. С другой стороны, очевидно, что на новинку Jaguar обратят внимание и стойкие приверженцы BMW или Audi, из тех, кому раньше и в страшном сне не приснилась бы покупка XJ. Но сегодня высокотехнологичный, качественный Jaguar, превосходящий немецкие представительские седаны в плане управляемости, больше не сон! И выбор между страстью и разумом уже неактуален, так как новый XJ удовлетворяет и тому, и другому.
Некоторые технические характеристики Jaguar XJR
(данные производителя)
Габариты, мм: 5095х1860х1450
Снаряженная масса, кг: 1665
База, мм: 3035
клиренс, мм: 135
Объем багажника, л: 470
Тип двигателя: бензиновый V8 32-клапанный с объемным нагнетателем Roots-Eaton и интеркулером
Рабочий объем, куб. см: 4196
Макс. мощность, л.с./об/мин: 400/6100
Макс. момент, Нм/об/мин: 541/3500
Привод: на задние колеса
Трансмиссия: автоматическая 6-диапазонная
Тормоза: дисковые вентилируемые
Шины: Michelin Pilot Sport 255/35 ZR20
Макс. скорость, км/ч: 250
Время разгона 0–100 км/ч, с: 5,0
Объем бака, л: 85
Иван Веснин
Источник: