Один мой знакомый сравнивает современный автомобиль с российским телевидением. Ты, дескать, нажимаешь кнопку японского аппарата, и с экрана на тебя валится французская косметика, итальянские макароны, польские консервы, китайские джинсы, американская музыка и немецкое порно. И ничего, говорит, не осталось в этом мире чистого, оригинального, аутентичного. Недавно я опробовал в деле современный автомобиль Jaguar XF 4.2 Supercharged и понял, что знакомый просто смотрел не те телевизионные каналы и ездил не на том, на чем следует ездить.
ХУК МЯГКОЙ ЛАПОЙ. Я, пожалуй, соглашусь с тезисом, что Jaguar XXI века -- это не тот автомобиль, каковым он был тридцать, а то и сорок пять лет назад. Да, это не тот автомобиль, за который сегодня просят 650 тысяч евро, я имею в виду машину 1962 года выпуска. И что же в этом такого, что он не тот. Он действительно другой, и так и должно быть. Jaguar XXI века -- это Jaguar XF 4.2 Supercharged, который называется "После Ford я решил догнать Aston Martin". Глядя на последнюю модель Jaguar, ты отчетливо видишь, что Jaguar не только делает все возможное, чтобы догнать и перегнать Aston Martin. Ты видишь, что погоня ему удается. Jaguar 4.2 Supercharged -- уже в полушаге от Aston Martin.
Слава Богу, временная связь с Ford не испортила Jaguar. Это по-прежнему английский автомобиль. Я сейчас говорю не о генетической чистоте, а о стиле. Английский автомобиль, на мой взгляд, хоть и делается роботами, но делается по канонам Ветхого автомобильного Завета. Канон Нового автомобильного Завета отводит водителю все меньшую роль. Роль, собственно, нехитрая -- крутить руль. Роль -- руль. Примитив полный. Jaguar заставляет водителя следить за дорогой, напоминает ему об ответственности за себя и за окружающих.
Между тем, современный водитель -- существо слабое, греховное, алчущее комфорта и лености. Вот почему Jaguar XF -- автомобиль с характерной мягкостью в управлении. Водитель испытывает приятный расслабон за рулем этого автомобиля. Комфорт -- это хорошо, если конечно, водитель не забывает о том, что автомобиль под ним комфортный, но все-таки очень мощный. Мягкость в управлении -- это тоже хорошо, если она тебя не обманывает. Как не обманывает тебя внешний вид какого-нибудь тюфяка, который на самом деле -- действующий мастер спорта по боксу и который одним резким хуком может отправить самодовольного пижона в нокаут.
XF с мотором 4.2 Supercharged может легко отправить в нокаут неопытного водителя. Малейшая оплошность или небрежность -- и он слетит с дороги, и над ним будут считать до десяти, а потом вынесут под белы руки. Весь ужас в том, что XF 4.2 Supercharged сам провоцирует драку. Он заставляет своего водителя, вынуждает, подзуживает его поехать быстрее. Экстремально поехать. И вот этого я делать не советую.
ЗАЩИТА ОТ ЛИХАЧА. У типичных английских машин -- для примера я беру Jaguar XKR и Aston Martin DB9 -- задний мост слегка соскальзывает во время агрессивного прохождения поворота. Если ты подъезжаешь к апексу поворота и открываешь газ, то чувствуешь, что задняя ось XKR или DB9 в фазе разгона на апексе чуть-чуть начинает скатываться. Передняя ось держит трассу, а задняя как бы закручивает тебя в поворот. Автомобиль словно бы раскрывается легким веером. XF ведет себя иначе. Иначе, чем родственный ему XKR, наверное, потому, что он больше и у него другая колесная база. У XF в повороте появляется проблема, которая называется в автоспорте jumping -- легкое подпрыгивание задней оси. Для неготового к этому водителя jumping таит в себе явную опасность. Между тем, как задняя ось отрывается и приземляется -- проходит доля секунды, момент. И за этот момент -- на скорости 120-140 км/ч -- ты должен компенсировать подпрыгивание машины, ты должен подработать рулем. Человеку без опыта это сложно. Человеку без опыта это опасно, но...
Я не буду никого стращать и скажу заранее: все будет хорошо, потому, что у автомобиля Jaguar XF есть защита на случай опасности. Защита состоит в том, что рядовой водитель никогда не почувствует jumping'а, он просто не доберется до красной черты. Даже если его нервная система будет находиться в легком адреналиновом кайфе, и он захочет и, захотев, неожиданно хлестко нажмет педаль газа -- все окончится благополучно. Автомобиль, прежде чем понести даст водителю полсекунды. И за это время водитель успеет понять, что он не готов. Он испугается. Испугается звука грозного и бесподобного в своем гневе мотора V8 4.2 Supercharged.
Этот мотор убийственной силы и красоты. Сейчас он работает в чемпионате Европы FIA GT на XKR и там он официально омологирован на 520 лошадиных сил. Соответственно в гонке он способен раскрыться на все 600 "лошадей". А теоретически способен выдать, наверное, и все 900 л.с. И вы хотите оставить любителя наедине с этим монстром?
Я, пожалуй, выступлю против 420-сильного Jaguar XF 4.2 Supercharged. Не нужен такой мощный мотор седану. Для него много и "лошадей" и момента. Слишком быстро летят две тонны, разогнанные V8 Supercharged. Агрессию, которая есть в двигателе, автомобилю нечем сдерживать. И тормоза, и Коробка передач -- слишком степенны, у них статус седана, а не спорткара. Мотор -- намного впереди остальной конструкции. От этого возникает диспропорция. Вот три литра -- это в XF. На автомобиле с 3-литровым мотором мы тоже легко почувствуем себя подтянутыми мужчинами. К тому же сам 3-литровый мотор легко можно подтянуть и подкрутить. И не потерять ничего с точки зрения динамики, как ее у нас понимают, когда соревнуются в гонке "Кто быстрее проскочит светофор и упрется в пробку на кольце".
Jaguar XF -- продолжение проекта компании, впервые представленного в начале 2007 года в Детройте под названием C-XF. В Детройте концепт-кар Jaguar C-XF стал, по мнению журнала AutoWeek лучшим и "самым сексуальным 4-дверным автомобилем" на автошоу. Дебют серийной версии Jaguar XF, отличающейся от прототипа иными фарами, вентиляционными прорезями в передних крыльях и задними фонарями, состоялся в том же году во Франкфурте 11 сентября. Автомобиль построен на глубоко модернизированной платформе S-Type и стал на 12 сантиметров длиннее своего предшественника.
ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ. Я, по завету Бенджамина Франклина, вымыл свой палец прежде, чем укажу на недостатки Jaguar XF. У него есть технические минусы, но они так далеки от обычного потребителя, что, скорее всего, он о них и не узнает никогда. Я предъявляю претензии к этому автомобилю, потому что он слишком хорош. Если бы он был как носорог, то и разговаривать не о чем было бы. К автомобилю хочется предъявлять претензии, очень высокие претензии. И Jaguar XF их все практически выдерживает. За исключением мелочей. Этот трехспицевый руль, который делает два с половиной оборота от упора до упора, эти лепестки переключения передач, спортивный режим коробки -- это все прекрасно. Но мне хочется, чтобы коробка была как у Ferrari 430. Чтобы она работала по моей воле, а не по собственному выверенному алгоритму. Эта кнопка на тоннеле с клетчатым флажком, отключающая систему курсовой устойчивости DSC и обостряющая настройки газа и руля, тоже хороша. Но это всего лишь намек на спорт. Это чуть-чуть. И это не то, чего бы я хотел в идеале. "Вина" Jaguar XF 4.2 Supercharged в том, что он вынуждает подходить к нему со строгими спортивными мерками. Что, разумеется, неправильно. Он слишком хорош для обычного седана. Этот автомобиль вообще слишком хорош. Я поверить не могу, что он теперь принадлежит Индии.
Кто посмел отдать им это сокровище?
Облик нового XF -- дело рук команды дизайнеров под предводительством Иана Каллума, назвавшего XF этапом своей жизни. "Целью моей карьеры, -- заявил Каллум, -- всегда было вернуть Jaguar на его законное место лидера автомобильного дизайна. Автомобили вроде первой модели XJ6 оставили богатое наследство, и мое стремление заключается в том, чтобы создать нечто оригинальное. XF является таким автомобилем". Автомобиль понравился Майклу Куинну, внуку сэра Уильяма Лайонса и владелецу одного из дилеров Jaguar в Кенсингтоне: "Новый Jaguar XF -- великолепное дополнение к модельному ряду Jaguar. Он верен ценностям, которые были дороги моему дедушке. Все автомобили, которые он конструировал, были особенными, и я уверен, он был бы счастлив увидеть эту модель".
О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ. Меня удивила цена автомобиля. Она не соответствует его качеству. Ездить на XF гораздо правильнее, чем на его конкурентах. Скажем, Mercedes E-Klasse и в подметки не годится XF. Все, что касается, дизайна, отделки, комплектации, куда входит и активная пневмоподвеска, и активные фары, и Bluetooth и все-все-все здесь на самом высоком уровне. Любой материал: кожа Softgrain, американское атласное дерево, техноволокно Morzine подтверждает высокий класс. Отделка -- шикарниссима, я бы так сказал.
Очень мне понравилась и придумка с "приветствием водителю", когда ему под руку выезжает джойстик коробки передач, открываются каналы вентиляции и вспыхивают панели приборов, тоннеля и дверей. Не разочаровал меня и звук аудиосистемы Bowers & Wilkins. Я обнаружил, что достаточно легкого прикосновения к световым плафонам, чтобы включился свет. Они обнаружены не кнопками, а сенсорными датчиками.
Меня привела в восторг кнопочка для открывания бардачка или перчаточного ящика, кому как. Она прелестна своей маленькой тайной, своей незаметностью. Я назвал ее точкой "G". Сколько мужчин пытались найти эту загадочную точку "джи" -- а она вот оказывается где. В автомобиле Jaguar XF -- автомобиле для тонких натур.
Шутки в сторону: этот автомобиль для достойного человека. Этот человек покупает XF не для того, чтобы быть ближе к Абрамовичу, не для того, чтобы кому-то что-то продемонстрировать. Он покупает его по вкусу. Владелец Jaguar XF -- это человек, у которого дома хорошая коллекция музыки. Который бывает в театре. Знает, где находится Лондон. И для него Bowers & Wilkins это в порядке вещей. Для него иметь такой автомобиль, как Jaguar XF -- удовольствие. На нем можно кататься в выходной день, перемещаясь от одной приятной компании к другой, от одного светского мероприятия до другого. А в будни на нем можно носиться на работу. И то, и другое уместно. А вот персональщик этому автомобилю -- как плюшевый медведь зоопарку. Это автомобиль для культурного, активного человека.
Я знаю, что Jaguar уже имеет в стране массу достойных поклонников. И я надеюсь, что эта марка будет и дальше выполнять особую культуртрегерскую миссию. Я верю, что дети людей, которые ездят на Jaguar, не будут говорить: "Чо?", "бля", "бык"... А будут разговаривать человеческим языком.
И чем больше будет таких автомобилей на дороге, тем больше будут стесняться самих себя наши российские жлобы.
Получилось, что XF спокойнее реагирует на руль, чем S-Type, хотя заметно чувствительнее "пятерки" BMW. Но после "пятерки" с ее "тяжелым" рулем кажется, что сложно держать Jaguar на прямой, трудно безошибочно выбрать угол поворота руля в быстром пологом повороте. Как будто единственный способ по-настоящему почувствовать машину и загрузить баранку стабилизирующим усилием -- запихнуть XF в поворот быстрее да покруче. На самом деле просто общий уровень усилия невелик: англичане уверяют, что искушенному водителю тяжелый руль -- помеха. Хотя, по-моему, топ-модель XF SV8 с электронноуправляемыми амортизаторами, объединенными в систему CATS, все же грешит нелинейностью откликов в малых углах. А к атмосферной версии с "пассивной" подвеской подобных претензий не возникло.
"Авторевю"
В конструкции кузова нашли применение высокопрочные и ультрапрочные стали, которые поступили в распоряжение автомобильных инженеров совсем недавно. Новомодное увлечение "прочнистов", дорвавшихся до столь необходимого им металлургического "хайтека", позволило уже сегодня остановить утяжеление автомобилей всех классов. Однако нововведения технологического толка вовсе не означают, что модный неоанглийский костюмчик шьют из немецкого сукна. XF, при всех его качественных отличиях, не революция для Jaguar. В его основе развитие решений S-Type. Тут же из тени выходит и XK: колеса нашей беседы доехали до первого поворота, которых в Аризоне так мало, что для этого пришлось специально свернуть с хайвэя на горную дорогу, ведущую к Tortilla Flat. В изгибах серпантина легче говорить о шасси XF, имеющем много общего с той "тележкой", что сформировала ездовые повадки спорткупе XK.
"Автомобили"
В свете сегодняшних проблем компании Jaguar очевидно, что новая, столь долгожданная модель бизнес-класса XF либо выведет бренд на качественно новый уровень, либо оставит ситуацию без изменений или даже усугубит. Это неизбежно. Пока официальные лица насчет будущих объемов продаж высказываются осторожно: в планах на первых порах ежегодно выпускать 50 000 машин, что на фоне объемов продукции BMW и Mercedes-Benz выглядит совсем бледно. Но если проект окажется успешным, дело пойдет в гору. Итак, модель Jaguar XF жизненно важная. Забудьте ретростиль, которому так преданы дизайнеры Jaguar. Новый XF футуристичен, и узнать в нем истинный Jaguar можно только по шильдикам.
WhatCar?
После нашумевшего ХК нового поколения для британцев новинка стала еще одним шагом вперед -- к возвращению на былые позиции в премиум-сегменте. Вот только с дизайном что-то неладно в Британском Королевстве... Весьма вероятно, что на новый XF многие станут смотреть равнодушно. По крайней мере, водители проезжающих мимо автомобилей. С верхнего ракурса, да в "три четверти", автомобиль выглядит очень эффектно, а вот с нижней точки... Впечатление такое, что цельный облик нового Jaguar буквально рассыпается: то Lexus из него проглянет, то Mercedes, то какой-нибудь "кореец" (не к ночи будь помянут!). А сзади -- вообще сплошной набор цитат из Aston Martin. Однако стоит встать перед капотом и взглянуть сверху вниз, как Jaguar вновь становится самим собой: лаконичным, строгим и стремительным. Может, стоило посидеть у кульмана подольше?
"Колеса"
Jaguar XF
ДвигательV8 S/C
Рабочий объем (л)4196
Мощность (л. с. при об/мин)420 при 6250
Момент (Нм при об/мин)560 при 3500
Привод задний
Коробка передач 6-ступенчатая автоматическая
Длина/ширина/высота (мм)4960/1877/2047
Полная масса (кг)2330
Максимальная скорость (км/ч)25
Разгон до 100 км/ч (с)5,5
Расход топлива, средний(л/100 км)12,6
Цена протестированного автомобиля в Москве (руб.)3 160 000
Благодарим за помощь в организации съемок представительство jaguar land rover Russia. (495)777-8500.
ТЕКСТ: НИКОЛАЙ ФОМЕНКО
ФОТО: АНДРЕЙ ДАНИЛОВ
Источник: