
Машинки класса B у нас все еще считаются женскими. Думается, пройдет еще годик-другой, изживет себя и этот анахронизм. А пока идем на поводу общественного мнения и массового сознания. Весной самое время подбирать городского малыша – для себя ли, для подруги ли. Но есть одна загвоздка. Называется она русский “Фокус”.
Любопытно, что такую разницу в популярности объяснить можно чем угодно, только не разным имиджем этих машин. Ведь “Шкоде” до определенной степени мешает ее социалистическое прошлое, ФИАТу – “жигулевское” наследство, а “Опелю” – необъяснимое пренебрежение, которое наши соотечественники питают к этой марке, считая ее наименее престижной из “большой немецкой четверки”.
Разумеется, это дело вкуса, но лично у меня дизайн маленьких автомобилей вызывает наибольшую симпатию. Большой вседорожник и при отсутствии стиля привлекает внимание хотя бы своими размерами. У создателей супермини задача сложней. Во-первых, заставить кроху выделяться в толпе грузовиков, автобусов и трамваев. А во-вторых, сохранить фирменную индивидуальность и при этом нравиться всем. Пожалуй, дизайнеры “Шкоды” и “Опеля” отлично справились со второй частью задания, а вот с первой не слишком получилось...



Современные и ладные каждый по-своему – “Опель” игриво-круглый, “Шкода” – строго-прямоугольная, оба автомобильчика кажутся симпатичными, но не более. Монументальная хромированная решетка радиатора “Фабии” может вызвать ироническую улыбку, а оригинальных фонарей-бумерангов на задних стойках “Корсы” явно маловато для звания королевы красоты.
Меблированные комнаты
Интерьер автомобиля – продолжение его внешнего вида. Неудивительно, что “Шкода” и внутри – образец безупречного вкуса и покоряющей сдержанности. По дизайну она, как монашеская ряса – ни одной ужимки, ни намека на фривольность. Зато качество изготовления! Представляете, здесь нашлось место даже для хрома. Да-да, комплектация “Элеганс” подразумевает хромовые цацки! Но даже без этого слегка детского кокетства – к лицу ли сережки пятилетней моднице? – “Шкода” выглядит убедительно. Пластик на панели мягкий не только на вид, но и на ощупь. А разве не впечатляет подгонка деталей? А эргономика? Все отлично читается, все здорово сгруппировано, все находится под рукой. Сесть сзади? Не вопрос. Мы уже не раз говорили, что в этом компоненте “Фабия” обыгрывает даже “Октавию”. Вот и еще разок повторили…


Салон “Фабии” – это ВЫСОКИЙ КЛАСС во всем: от материалов отделки торпедо и сидений до ювелирной подгонки панелей


В “Корсе” может быть и не чувствуешь лоска “Шкоды”, но за качество сборки маленькому “Опелю” КРАСНЕТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ


“Пунто” сочетает ЯРКИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН интерьера с практичностью и удобством. Жаль, подкачал тесноватый задний ряд
Единственная бюджетная деталь во всем салоне – дешевая лямка закрывания багажника. Но порой салон “Шкоды” выглядит как квартира, в которой только что закончили евроремонт: постелили паркет, поклеили шикарные обои, выложили дорогую плитку, но еще не завезли мебель. Стыдливых заглушек “на бороде” немало, стандартное место под магнитолу отпугивает воришек удручающей пустотой. Черные дыры, разумеется, можно заполнить полезными и не очень прибамбасами, вот только цена автомобиля выйдет далеко за пределы установленного нами минимума в $12 тысяч.



Перепутать салоны “Шкоды”, “Опеля” и ФИАТа НЕВОЗМОЖНО, даже если мысленно убрать с баранок фирменные эмблемы
“Корса” куда демократичнее. Здесь обошлись без хромированной посуды, зато и пирогов на тарелке побольше. Сборка, между прочим, тоже на высоте, а по простору на заднем сиденье “Опель” выглядит даже предпочтительнее. Так что упрекнуть можно лишь немного банальный дизайн. Типовая квартира, если угодно, общественная приемная. Но никак не авторский интерьер.



Все три квартета стрелочных приборов порадовали ОТЛИЧНОЙ ЧИТАЕМОСТЬЮ
А любителей сногсшибательной экзотики попрошу в ФИАТ. Эта квартирка нечто среднее между лавкой фокусника и карнавалом в Рио. Но самое удивительное – в сумасшедшем буйстве кнопочек, ящичков, дефлекторов, кармашков, как и в любом хаосе, есть своя логика. К управлению кондиционером претензий нет, музыкой вообще “рулишь” одним пальцем, подстаканники под рукой, “бардачок” весьма вместительный, обзор отличный. Конечно, сверхоригинальные ручки дверей понравятся не всем, а поводки зеркал просто позор. Зато сиденье с длинной подушкой, услужливой, но не излишне жесткой боковой поддержкой и четырехдиапазонной регулировкой попросту влюбило в себя. Сзади, правда, в “Пунтике” потеснее, чем в “Корсе” и “Фабии”, – полбалла долой – но жить-таки можно. Печально знаменитая итальянская сборка? Никаких следов. Единственное – на непрогретой машине где-то в области передних стоек посвистывает сверчок. Ну, да с кем не бывает...



Меньше – значит лучше
Обычно базовые моторы для супермини – натуральные чахотки. На 50-сильной литровой “Фабии” хорошо посылать разве что за смертью. По большому счету минимально приемлемым для “Шкоды” должен быть 68-сильный “один и четыре”. Хотя и он в общем-то ни рыба ни мясо: скромный объем, архаичная конструкция – всего два клапана на цилиндр, да еще и придушенный экологии ради. Словом, сев за руль, быстро понимаешь – здесь нам кушать не дадут. И точно – это просто мотор для спокойного перемещения в пространстве. Не бойкий внизу, не радостный наверху. Да и не шибко экономичный. Характеру “Фабии” подошел бы “фольксвагеновский” 75-сильный 1,4 л, так что если у вас денег куры не клюют – рекомендуем.

68-сильный 1,4-литровый двигатель, пожалуй, ОПТИМАЛЕН для “Фабии” в соотношении цена/качество
Представляете, как на этом фоне приятно удивили ФИАТ и “Опель”! Даром, что рабочий объем их двигателей поскромней – всего 1,2 литра, но толку от них куда больше. 80-сильный “Пунтик” – это та еще заводная игрушка: повернул ключ, она и помчалась. Уже после первых километров в “фиатик” просто влюбляешься. Только чуть-чуть побольше газу на старте и поаккуратнее с невероятно короткой педалью сцепления – ее рабочий ход раза в два меньше, чем у “Фабии” – и веселая поездка обеспечена. 16-клапанный моторчик не жужжит, не надрывается, не тошнит и даже не везет, а бежит – весело, лихо, с ветерком. Обычно в оправдание слабоватому мотору принято говорить, мол, для города его хватает – “Фабия”, ау! – а вот двигатель “Пунто” сгодится и для автострады.
Зимний рецепт
Это не “автомат” в полном смысле, а механическая коробка, в которой за водителем остается лишь процесс выбора передач – мудрить же со сцеплением поручено компьютеру. Понравился ли нам “Изитроник”? В общем и целом – да. Конечно, плавности переключения полноценного “автомата” здесь нет. При активной езде в полностью автоматическом режиме “Изитроник” работает, пожалуй, грубовато – ощущаешь толчки, как будто передачи переключает вчерашний выпускник автошколы. Но при спокойном стиле вождения рывков не наблюдается.
Мал, да удал
Повторимся, жаль, что 75-сильный “фольксвагеновский” двигатель откровенно дорог для “Фабии”. Ведь с таким мотором возможности шасси “Шкоды” раскрылись бы в большей мере. Ее управляемость ни в коем случае не назовешь спортивной, но наверняка – академически правильной, выверенной, предсказуемой. Жестковатое шасси убивает любую раскачку в зародыше. В поворотах “Фабия” показывает близкую к нейтральной поворачиваемость. И все, что мешает назвать этот автомобиль драйверс-каром – немного пустоватый руль, да мотор без гонора. Типично женский вариант.
Хворый мотор может скрыть в “Шкоде” задатки автомобиля для водителя, но испортить впечатление от комфортабельности машины он, конечно же, не в состоянии. С чего начать? С того, что у “Фабии” лучшая среди всех супермини шумоизоляция? Внутри она, как маленький “Мерседес-Бенц”. Или, может быть, лучше пропеть дифирамбы подвеске? Замечательно энергоемкая, она если и жестковата, то в меру – ровно настолько, чтобы водителя не покидала уверенность: “даже если поймаем яму, ничего страшного”. Стоит ли за это скидывать полбалла? Я бы, наоборот, прибавил.
Если неизбежность краш-тестов “ЕвроNCAP” известна создателям машины заранее – это очень хорошо. Неудивительно, что все три супермини держались молодцом, когда их били “мордой об столб”, получив 4 звезды. Да только за безопасность во всех трех машинах придется доплачивать отдельно. Ведь в базе водительская подушка безопасности есть только у “Корсы”. Желаете боковые эйрбеги и надувные занавески? Несите ваши денежки. Та же история, например, и с АБС. “Опель”, правда, может похвастать складывающимся при ударе педальным узлом. Впрочем, как показывают все те же европейские краш-тесты, хваленая система PRS эффективно срабатывает далеко не всегда.
Точки на i
К сожалению, уровень доверия в обществе не вырос до такой степени, чтобы можно было вводить устные деньги. А раз так, засядем за калькуляторы. Тут-то и выясняется, почему при всех плюсах “Пунто” маленький ФИАТ пока не пользуется в России популярностью. Дилеры жалуются на отсутствие версии с “автоматом” – такие модификации, к слову, доберутся до шоу-румов уже нынешней весной – но дело еще и в цене. Тут-то “Пунтик” и подкачал. Базовая комплектация машины весьма щедра – кондиционер, водительский эйрбэг, противотуманки, корректор и омыватель фар, подогрев сидений, иммобилайзер и гидроусилитель руля “Дьюл драйв” – но только стоит все это немало. За пятидверку просят $12 600, трехдверный кузов на пять сотен у.е. дешевле. “Дзы-ы-ы-нь!” – неправильный ответ, переход хода. Потому как “Пунто” пусть талантливый, но все-таки супермини, влезает на территорию русского “Фокуса”. Жаль, что дилеры ФИАТа слишком многое решают за покупателей. Впрочем, возможно, ситуация изменится с появлением на нашем рынке менее мощных 60-сильных “Пунто”.


Поводки зеркал КРАЙНЕ НЕУДОБНЫЕ

Кнопка переключения режимов ДВУХДИАПАЗОННОГО усилителя руля “Дьюл-Драйв”

Клавиши УПРАВЛЕНИЯ дорожным компьютером и электронными часами

ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СИДЕНЬЯ с длинной подушкой и ненавязчивой боковой поддержкой

Магнитола от “Блаупункта” радует ХОРОШИМ ПРИЕМОМ тюнера

НЕ ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ – кнопки стеклоподъемников на передней панели

Контрастная синяя отделка УКРАШАЕТ интерьер

За дополнительную плату музыкальную систему можно дополнить САБВУФЕРОМ в багажнике

ОРИГИНАЛЬНАЯ ручка открывания двери понравится не всем
“Фабия”, хоть и не без труда, норму ГТО выполнила. “Шкоду” с 68-сильным мотором в приемлемой комплектации – а это будет “Комфорт” с добавлением кондиционе-ра – потянет примерно на $11 600. Побывавшая у нас на испытаниях версия “Элеганс”, включающая обязательные литые диски и хромовую отделку салона, – уже $12 300. Пожалуй, это чересчур.


Такие зияющие пустоты НЕ КРАСЯТ автомобиль ценою свыше $12 000

Противосолнечные козырьки ЗАКРЫВАЮТ пространство над зеркалом заднего вида

Двусторонний уплотнитель по всему периметру двери НАДЕЖНО ЗАЩИЩАЕТ салон от грязи

Рычаг-насос регулировки высоты подушки ОЧЕНЬ УДОБЕН

ХРОМИРОВАННАЯ вставка рычага КПП – визитная карточка комплектации “Элеганс”
Выгодней всех выглядит “Корса”. За топ-версию “Комфорт” просят всего $11 190. Действительно “всего”, ведь цена включает 2 подушки безопасности, кондиционер, электростеклоподъемники спереди, электропривод и подогрев зеркал, центральный замок с дистанционным управлением, раздельно складываемую спинку дивана и даже вполне приличную магнитолу. Более того, до пограничных 12 тысяч можно заказать литые диски или четыре дополнительных эйрбэга или, что поважнее будет, весьма практичный “Изитроник”.


САМАЯ ПРОСТАЯ, но неплохая магнитола “Блаупункт” обойдется в $150

Найти общий язык с коробкой передач “Изитроник” ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕСЛОЖНО

ПРИЯТНАЯ МЕЛОЧЬ – крючок для верхней одежды

БОКС под пачку сигарет слева от водителя
“Корса” позволяет сэкономить даже еще больше. Скажем, комплектация “Бэйз” (Base), дополненная кондиционером и электрическими стеклоподъемниками, не превысит $10 200. Такое предложение еще поискать.

Михаил Медведев, фото Максим Гончаров