Когда цена - мини, то и размер, соответственно, небольшой. Что же представляет собой новый автомобиль низшего ценового диапазона? Для таких "микробов" даже класса отдельного не придумали - как и более крупные Ford Fiesta и Fiat Punto II, малолитражные автомобили Ford Ka и Fiat Seicento относятся к сегменту А по европейской классификации. У нас говорят проще: малый класс. Хотя для того, чтобы определить классовую принадлежность этих двух автомобилей, в каталогах рыться не нужно: и так понятно, что "малыши". Причем их миниатюрность поставлена во главу угла, так как меньше могут быть только квадроциклы да двухместный Smart. Но у обеих моделей, попавших к нам на тест, в салоне не два и не три, а пять мест для пассажиров!
Особый подход
Кто купит такой автомобиль? Тот, кому не нужна большая машина. Тот, кто не ездит каждые выходные на дачу и не возвращается оттуда с набитым доверху багажником. Тот, кто покупает автомобиль для поездок, а не для решения всех жизненных проблем, начиная от перевозки мебели и заканчивая путешествиями по всей Европе. Тот, кто реально отдает себе отчет в том, что маленькая машина почти по всем эксплуатационным параметрам уступает большим моделям. Комфорт, плавность хода, внутреннее пространство, объем багажника - эти важные параметры не дотягивают даже до уровня моделей гольф-класса. Семейным авто такой "малыш" тоже считаться может лишь с натяжкой. Место для четырех-пяти человек имеется, но вряд ли им понравится путешествовать в этой машине. Трехдверный кузов не так функционален, а других версий для обеих представленных в этом тесте моделей просто не предлагается. В общем, к покупке Ford Ka или Fiat Seicento нужно подходить осознанно...
А вот на роль второй машины в семье и Ка, и Seicento подходят как нельзя лучше. Маленькие, маневренные, достаточно динамичные и приемистые - для городской толчеи лучшего варианта и не придумаешь. Опять же, цена играет не последнюю роль: мало кто может позволить себе содержать сразу два "полноценных" автомобиля. Особенно в этом плане выделяется Fiat. Стоимость базовой версии Seicento заслуживает отдельного разговора. При этом в "малыше" может быть абсолютно все - подушки безопасности, кондиционер, электроприводы и т.д. А вот Ford Ка, даже в базовой комплектации, стоит гораздо дороже, и это при том, что кондиционера нет - нужно заказывать отдельно. Зато есть подушка безопасности водителя - сразу видно, что машина для Европы. А еще гидроусилитель руля, ведь для женского автомобиля это непременный атрибут. Которого, кстати, нет в Seicento - ни в "базе", ни в списке дополнительного оборудования.
Первое знакомство
Подходя к Ford Ка, хочется немного пригнуться, чтобы не закрыть автомобиль своей тенью: больно уж маленький! Короткий, чуть более трех с половиной метров, низкий и круглый. Правда, когда рядом остановился Seicento, захотелось вообще присесть - этот еще меньше. Еще короче, хотя казалось, что меньше уже некуда; еще более узкий, какой-то весь квадратный, отчего визуально кажется еще меньше. Трогательные прямоугольно-округлые фары "смотрят" как-то заискивающе, как бы извиняясь. Он будто не уверен в себе, поэтому занимает минимум места, старается не привлекать к себе внимания, жить скромно.
Ford, как холеный европеец, просто "лоснится" - стильная светотехника, резкие грани в сочетании с правильными окружностями. Ну и дизайн, конечно, очень интересный. Такого стильного автомобиля Ford давно не выпускал. Вот только "корма" немного "подгуляла" - такое ощущение, что ее рисовал другой человек, причем времени у него было в обрез. Иначе как объяснить, что весь передок, "профиль" и салон - это сплошь "треугольные мотивы" в сочетании с плавными обводами, а сзади вдруг "заиграли" какие-то окружности и овалы. Причем настолько, что сзади Ка кажется совсем другим автомобилем - просто каким-то малолитражным "толстяком" наподобие Renault Twingo...
Когда оба автомобиля стоят рядом, один похож на упитанного, довольного жизнью янки, второй - на русского человека времен развитого социализма. По "Форду" сразу видно, что автомобиль дорогой. Но в том-то все и дело: за такие деньги можно купить не только этот куцый трехдверный хэтчбек с 1,3-литровым мотором, но и кое-что посолиднее. Про Fiat такого не скажешь, так как с ним по цене конкурируют только "Жигули".
Также разительно, как внешний дизайн, отличаются и интерьеры обоих автомобилей: стильный у Ford и "игрушечный" у Fiat. Хотя оба оказались вполне удобными, и эргономика от "происков" дизайнеров ничуть не пострадала. И еще неизвестно, что удобнее: стильные мелкие переключатели у Ка или крупные цветные у Seicento. Чудеса информативности при минимальном размере продемонстрировали "приборки". У обоих автомобилей они оказались микроскопически-овальными с минимумом датчиков. Спидометр, указатель уровня топлива, контрольные лампы - вот и вся полезная информация, которую следует знать водителю Seicento и Ка. Нет даже указателя температуры охлаждающей жидкости...
Сиденья в автомобилях оказались далеки от идеала: боковой поддержки практически никакой, нагрузки распределяются неравномерно. По ходу теста постоянно пересаживаясь из одной машины в другую, я так и не заметил особой разницы: такое ощущение, что кресла заказываются у одного поставщика. Регулировок - минимум, а про подогрев или электроприводы можно вообще забыть. Стиль оформления салона у Fiat понравился больше: двухцветная черно-синяя обивка сидений смотрится гораздо веселее, чем просто темный материал у Ка.
Важный вопрос для трехдверных моделей: удобство доступа на задние сиденья. Однозначного лидера здесь нет: у Ford дверной проем широкий, но Fiat повыше будет. И поэтому при посадке на заднее сиденье Seicento не приходится сгибаться в три погибели. Теперь что касается комфортабельности задних сидений... Сидеть там можно, даже довольно долго, но не вздумайте всерьез поверить тому, что эти машины пятиместные. Горе тому, кто окажется третьим пассажиром: мало ему не покажется. При такой ширине автомобиля три пассажира сзади - это нонсенс. Два еще куда ни шло: они могут с комфортом расположиться, и даже кое-какой запас свободного пространства будет. Особенно в Ка: он и пошире, и сиденья поудобнее. Хотя говорить о каком-то преимуществе рано, так как по уровню комфорта задние сиденья в обоих моделях находятся примерно на одном уровне. Да, Ка шире по габаритам и из-за этого удобнее, но в Seicento зато потолок выше.
Оценивать багажник с точки зрения удобства пользования, а тажке его реального объема в этом классе довольно трудно. Во-первых, в обеих машинах багажники довольно маленькие:
Теория движения
Что и говорить, объем в 1,1 или 1,3 литра при мощности 52 или 60 "лошадей" - это не те показатели, о которых грезят водители. Но это не означает, что Ка и Seicento - автомобили для флегматиков, предназначенные для нудной транспортировки пассажиров из пункта А в пункт Б. Не смотрите на скромный "табун" под капотом, ведь это далеко не единственные цифры, которые характеризуют динамику автомобиля. Попробуйте в уме поделить эти "л.с." на снаряженную массу автомобилей -
Реальный "драйв"
Именно так, и никак иначе. Потому что ездить на таких автомобилях приятно. Ford Ка и Fiat Seicento дарят совершенно иные ощущения, нежели более дорогие представители других классов. Недорогие малолитражки ездят "чисто" - в них нет дорогостоящих электронных систем, которые "фильтруют" все реакции автомобиля. Поэтому если вы нажали резко на "газ", то машина резко же и поедет, и никакой электронный "мозг" не будет самостоятельно устанавливать оптимальный, с его точки зрения, угол открытия дроссельной заслонки. В них нет ABS, а привод тормозов необычайно информативен, поэтому вы отлично чувствуете степень сцепления колес с дорогой. Даже рулевое управление, хотя оно и легкое, не лишает водителя нужной ему информации. И эта "чистота" настолько "заводит", что оба тестируемых нами автомобиля за весь день, похоже, ни разу спокойно так и не поездили. Ехать "просто" на них совсем неинтересно, так как машинки довольно шумные, особенно Fiat, да к тому же их маленький вес не способствует поднятию уровня комфорта: они просто подпрыгивают на каждой кочке. Но делают это совершенно по-разному...
Начнем с Ford. Выпустив Focus с многорычажной задней подвеской, который управляется лучше всех в своем классе, производитель просто не мог "забыть" остальные модели. И поэтому Ка "рулится" если не на уровне "Фокуса", то, по крайней мере, лучше остальных малолитражек. У него необычайно "острый" руль - заставить машину уйти в 90-градусный поворот можно без перехвата рук на руле. На каждое движение рулем он реагирует очень быстро, без промедления. Подвески под стать рулевому: упругие, почти как на GTI. Между прочим, Ка - одна из немногих в мире моделей, у которой задняя колея больше передней - как у болидов "Формулы-1". А это означает, что с устойчивостью у Ка полный "о’кей" - машина просто не знает, что такое крены. Точнее, об этом не знает задняя ось - передок в поворотах заметно кренится, а задняя часть почти не меняет положения. Жаль только, что основательно "зарядив" ходовую часть, Ford по своей давней традиции сэкономил на двигателе - 1,3-литровый агрегат слишком "бледен" на фоне великолепного шасси. Он подошел бы обычной малолитражке, но для "заводного" Ка этой мощности явно недостаточно. И дело даже не в том, сколько "лошадей" выдает этот мотор, а в том, как он это делает. Все происходит очень нудно: никаких "подхватов", никакого "драйва", да еще на "низах" просто нулевая активность. Можешь едва набирать обороты, сразу переключая передачи, а можешь "крутить" мотор до ограничителя - мотор все равно будет удивительно флегматичен. Зачем это было сделано, догадались не сразу: в годы начала производства Ка в гамме Ford была еще одна отменная "зажигалка" - стильная Puma. Вот там действительно все было: и мощный 125-сильный мотор, и отменное шасси, и соответствующий дизайн. И получалось так, что даже с 75-сильным мотором от Fiesta модель Ка могла бы "отбить" покупателей у более дорогой Puma...
Зато Fiat Seicento ни кого из "родственников" потеснить на рынке не мог, поэтому его создатели не "заглушали" модель. Отсюда и результат: 1,1-литровый мотор просто "рвет и мечет". Он позволяет запросто трогаться с места на холостых оборотах и "перебирать" передачи выше, не касаясь педали "газа". Но самое интересное, это когда его "выкрутишь" как следует, до самого ограничителя. Тахометра нет, поэтому ориентироваться приходится по шуму, хотя это довольно трудно: мотор шумит в одинаковой тональности и на средних, и на максимальных оборотах. И именно поэтому мало кто "крутит" его нормально, все ограничиваются примерно 3500-4000 об/мин. Но стоит слегка задержать ногу на педали, "начинаются чудеса" - мотор удивительно оборотистый и позволяет на второй передаче выжимать почти
Глобальная проблема
Да, выбирать между Ford Ка и Fiat Seicento очень непросто. Как видно из оценочной таблицы, оба автомобиля набрали примерно одинаковое количество баллов. Но набрали их в разных "номинациях" - каждый из них хорош в какой-то определенной среде, но малопригоден для другой. У Seicento, к примеру, очень хороший мотор. Несмотря на то, что он имеет меньший рабочий объем и проигрывает в "поголовье" под капотом, на самом деле он явно более резок и динамичен. С таким мотором просто веселее ехать: есть какие-то "подхваты", машина "заводит". А у Ford отменная ходовая: упругие подвески и "острое" рулевое управление. Так что рецепт идеального автомобиля для города выглядел бы так: снаряженная масса и двигатель от Fiat, кузов, подвески и рулевое управление от Ford. Ну и цена, конечно, непременно как у Seicento...
* * *
Маленький автомобиль при аварии всегда опаснее, чем большой. Если у крупногабаритной модели есть запрограммированные зоны деформации, то маленькой машине просто некуда поглощать энергию удара. Ей бы сохранить основную "клетку", в которой находятся пассажиры и водитель, по возможности максимально целой. Тем не менее даже при минимальных габаритах констуктор может создать достаточно жесткий кузов, способный поглощать энергию удара. Наглядный пример - Ford Ka. Машина длиной всего чуть более
А вот Fiat Seicento с этой задачей справился хуже: сказывается возраст модели. Мало того, что машина очень маленькая, при ее проектировании вопрос о безопасности пассажира и водителя, похоже, решающего значения не имел. Модель получила 12 баллов и всего две "звезды", но полную картину разрушений, я думаю, даст фотоснимок. Машина фактически разрушена до основания: крыша сложилась, дверь ушла в сторону, рамка лобового стекла стоит почти вертикально. Неудивительно, что на схеме, прилагавшейся к этому снимку, водитель наполовину закрашен красным цветом. Особенно много шансов повредить при лобовом столкновении голову, левое колено и голень, а также стопы обеих ног. Видимо, на результат сильно повлияло отсутствие воздушной подушки безопасности - для базовой версии Seicento она не предлагается. Правда, стоит она всего 220 EUR, так что забота о своей безопасности не будет для вас разорительной. Справедливости ради стоит отметить, что протестированный нами Seicento 1.1 Brush имеет энергопоглощающее рулевое колесо, двери с защитными поперечными противоударными балками и инерционные ремни безопасности. Немного успокаивает и то, что Seicento оказался не единственным, оказавшимся "слабым звеном" на краш-тестах. В число аутсайдеров вошли: Citroёn Saxo, Nissan Micra (предыдущий) и многие другие модели малого класса.
* * *
На Западе основными покупателями моделей данного класса является либо "продвинутая" молодежь из обеспеченных семей, либо женщины. И те, и другие совсем не против поэкспериментировать с внешностью автомобиля. Именно для них множество тюнинговых фирм выпускают различные аксессуары для индивидуализации экстерьера автомобиля. Спойлеры, аэродинамические "юбки", антикрылья, новая оригинальная светотехника - при желании, а также при условии наличия достаточной суммы денег можно изменить свой автомобиль до такой степени, что в нем перестанут узнавать Fiat или Ford. Хотя и сами производители не "брезгуют" заниматься выпуском спортивных модификаций. Fiat, к примеру, любит выпускать всяческие ограниченные версии, например Michael Shumacher, как это было с предыдущей малолитражной моделью. Да и протестированный экземпляр, в версии Brush, тоже, по сути, является объектом фирменного тюнинга. Двухцветная окраска кузова, стильный двухцветный же салон, достаточно мощный мотор - чем не tuning car? Ford, в рамках корпоративного дизайна, ничего такого предложить не мог, хотя достаточно долго на выставках демонстрировали концептуальный StreetKa - спортивный родстер на базе существующей модели. Сейчас данная модель должна пойти в производство.
* * *
МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ:
Светлана, стаж вождения 1 год: "Прикольно. Особенно понравилась Ка - очень красивая и "жизнерадостная" машина. Она такая забавная, что в ней просто интересно ездить - смотреть, как на тебя реагируют окружающие".
Евгения, стаж вождения 2 года: "Мне нравится Fiat Seicento. Это тот самый автомобиль, который вполне подходит под определение "не роскошь, а транспортное средство". Маленький, экономичный, маневренный. В общем, идеальный городской автомобиль".
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ: "Seicento - это модель-бестселлер на многих европейских рынках, например польском, итальянском. У нас, думаю, тоже в концов концов "раскусят" все преимущества малолитражек. Тем более что и цена у этой модели вполне "белорусская". -
"Ford Ка - это однозначно второй или третий автомобиль в семье. Но не обязательно для жены или дочери, активным водителям-мужчинам он тоже должен понравиться".
МНЕНИЕ "АГ": Ford Ka - "истинный ариец". Стильный, симпатичный, красивый. Цена немного завышена, но в целом автомобиль очень приятный. И что самое интересное - достаточно просторный для компании из трех-четырех человек.
+Великолепная ходовая часть
+Стильный дизайн
+Экономичный мотор
-Высокая цена
-Неудобный блок управления магнитолой
Fiat Seicento - это самый доступный новый автомобиль на нашем рынке. Ближайшие конкуренты стоят как минимум на $1.000 дороже. Соответственно, пенять ему за малые размеры и аскетичный салон просто некорректно: попробуйте сделать дешевле. В конце концов, ВАЗ за те же деньги смотрится намного хуже.
+Низкая цена
+Тяговитый мотор
+Отличная обзорность
-Маленькие наружные зеркала
-Шумный мотор
Источник: