
Для тех, кто в детстве недоиграл в индейцев и ковбоев, а, повзрослев, стал курить сигареты Marlboro только потому, что их рекламирует мужик в характерной шляпе, предназначена эта машина.
У нынешних жителей Техаса сохранились наклонности их предков – бесстрашных ковбоев: у тех были револьверы с самыми длинными стволами, а эти предпочитают самые большие машины – такие, как полноприводный Chevrolet Suburban. В этом штате «Субурбанов» больше, чем «Жигулей» в Москве и области.
На основе Chevrolet Suburban фирма OGara-Hess & Eisenhardt, услугами которой пользуются все американские президенты, начиная с Гарри Трумэна, изготовила этот автомобиль. Уровень бронирования чуть выше европейского класса С4 и соответствует американскому В6, который предусматривает защиту от выстрелов из натовской винтовки М80 и популярного среди террористов всего мира АК 47.
Suburban – это не рахитичный отпрыск европейского автопрома, а крепкий парень из техасских прерий, и его рамная конструкция имеет большой запас прочности. Поэтому специалисты OGara-Hess & Eigenhardt не стали мелочиться и прибегать к хитроумным изыскам с целью снижения веса. Бронирование здесь добротное и, вместе с тем, простое – из стали. Из стального листа выполнено даже бронирование крыши, которое в Европе предпочитают делать из кевлара, что увеличивает стоимость.
Все стекла в машине толщиной 39 мм, причем лобовое – с электроподогревом. Для удешевления конструкции бронестекла в задних дверях, а также задние боковые сделаны плоскими и закрыты снаружи штатными стеклами – это позволило сохранить гражданский облик автомобиля. В передних дверях стекла опускаются примерно на половину высоты. Это, наверное, может пригодиться на Западе, например, при оплате проезда по автостраде – ведь удобнее да и безопаснее приспустить стекло, чем открыть дверь. А у нас пока можно обойтись и без этого. Да и работает стеклоподъемник не идеально. Если продолжать нажимать на клавишу, когда стекло достигает крайней точки, то механизм не отключается и противно жужжит. Кстати, именно остекление является тем единственным признаком, по которому специалист, вглядевшись, сможет определить, что эта машина – бронированная. Точнее, даже не само остекление, а чуть более широкий резиновый уплотнитель по периметру стекол на боковых дверях.
Автомобиль, который побывал в наших руках, был оснащен очень интересной опцией – приспособлением для дистанционного пуска двигателя с си- стемой поиска взрывного устройства. При нажатии кнопки на брелке машина начинает мигать габаритными огнями, поворотниками, головным светом, стоп-сигналами, погудит и только после этого запускает двигатель.
Дело в том, что примерно 90% взрывных устройств так или иначе используют электропроводку автомобиля. Самый примитивный вариант – лампочка с разбитым стеклом, которая подключается параллельно стоп-сигналам и опускается в бензобак. Этот способ особенно подходит для американских автомобилей, в которых рычаг селектора автоматической коробки передач невозможно перевести в другое положение, не нажав на педаль тормоза.
Система поиска взрывных устройств при выключении двигателя запоминает параметры электрических цепей автомобиля (сопротивление, емкость, индуктивность), которые при вмешательстве в проводку обязательно изменятся. И когда с брелка поступает команда, система измеряет эти величины, сверяет их с исходными, и только после этого запускает двигатель. Правда, от бомб с часовым механизмом, управляемых по радио, и от обычной толовой шашки с бикфордовым шнуром эта система не спасет. Остается уповать на хорошо организованную службу безопасности. Ведь бронированный автомобиль является лишь одной из ее составляющих.
На ходу машина ничем не проявляет своей скрытой сущности. Динамика разгона хотя и не потрясает, но позволяет спокойно держаться в городском потоке и вполне сопоставима с «жигулевской». Двигатель рабочим объемом 7,4 литра и мощностью 290 л. с. развивает огромный крутящий момент в 410 Нм и способен работать на бензине с октановым числом не меньше 87.
В поворотах нет крена, который можно ожидать от высокого и тяжелого автомобиля. Чтобы даже столь прочная конструкция смогла выдержать лишние 1360 кг брони, фирма O'Gara-Hess & Eisenhardt поработала над подвеской – в задние рессоры добавили дополнительные листы и установили усиленные амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Только при торможении начинаешь понимать, что машина весит почти 5 тонн. Но речь идет не о жутком ощущении полного отсутствия тормозов, когда жмешь на педаль, а машина катит как ни в чем не бывало. Просто всем телом чувствуешь то усилие, которое прилагает тормозная система, чтобы замедлить бег автомобиля.
Едва начав движение, сразу чувствуешь габариты машины, как будто провел за рулем не один час. И это при достаточно внушительных размерах – длина больше 5,5 метра, а ширина почти 2 метра. С мощным усилителем руля проблемы возникают только при маневрировании в стесненных условиях. То есть руль-то можно вращать мизинцем, но положение колес ощущаешь не очень отчетливо.
Форма кузова Suburban хорошей аэродинамикой не отличается, и заднее стекло очень быстро покрывается пылью даже на относительно чистой дороге. Салонное зеркало становится тогда скорее декоративным элементом, и приходится пользоваться исключительно наружными зеркалами. Толстые бронированные стекла великолепно выполнены и не создают искажений. Вот только навязчиво маячит в поле зрения водителя левая стойка лобового стекла, которая после бронирования стала чуть шире.
К сожалению, фиксаторы дверей в открытом состоянии остались стандартными, и они явно не справляются с возросшей массой. Если автомобиль стоит на неровной поверхности, то тяжеленные двери то и дело норовят тебя прихлопнуть.
Интересно решена проблема адаптации светотехники машины к европейским требованиям. В белые плафоны заднего хода вставлены оранжевые лампочки – они выполняют функции указателей поворотов вместо родных американских поворотников красного цвета. А о включении заднего хода сигнализирует дополнительный фонарь под бампером.
В целом бронированный Suburban произвел отличное впечатление. Автомобиль достаточно динамичный и хорошо управляется. Все вмешательства в конструкцию базовой машины продуманы. Несмотря на огромный литраж двигателя, если не топить постоянно педаль газа, вполне реально держать расход топлива в пределах 15-20 литров на 100 км, что для подобного сухопутного крейсера не так уж и много. Зато можно быть уверенным, что автомобиль, как верный конь, в стремительном броске вывезет своего хозяина из любой критической ситуации. А если вспомнить о его полной массе, то не хочется вставать у него на пути.
И главное – за счет того, что базовое шасси изначально дешево и при бронировании не применялись дорогостоящие материалы, цена автомобиля, прошедшего таможенную очистку, составляет всего $190 тысяч.
Алексей Хресин