От корпорации General Motors поступило приглашение – посетить ее СП в Елабуге («ЕлАЗ-GM»). Особой радости это не вызвало – я уже был там два года назад и, зная наши темпы, не сомневался в отсутствии радикальных перемен. Однако программа нынешней поездки включала в себя не только осмотр завода, но и возможность покататься на полноприводном Blazer по настоящему бездорожью. Это показалось заманчивым. К тому же появились какие-то странные слухи о безвременной кончине проекта...
Вылет из Москвы – 12 мая, с утра пораньше. В самолете в голове все время вертелось: «А когда придет бразильский крейсер, капитан расскажет нам про гейзер...» – из Вертинского. Наверное, в Елабуге «рассказывать» будут не меньше – продажи-то у СП после прошлого августа идут не блестяще. Что ж, послушаем...
Аэропорт в Набережных Челнах кажется мертвым – кризис. Прохладно, дождик моросит. Сквозь дымку тумана – унылый вид разлившейся до горизонта Камы.
Вполне приличная дорога в Елабугу, машин совсем мало. Удивительно, как послушны тамошние водители – одного появления машины ДПС с мигалкой (она сопровождала наш автобус) было достаточно, чтобы все – и встречные, и попутные – мгновенно съезжали на обочины и останавливались. В Москве для достижения подобного эффекта понадобился бы отряд ОМОНа: «Всем лежать, мордой в грязь...». Кто-то рассказал, что президент Татарстана повелел при исчислении штрафов за нарушение правил считать минимальной зарплатой аж 300 рэ.
Добрались до гостиницы. Включаю телевизор: «...принял отставку Евгения Примакова». Твою мать, этого только не хватало. Лица у руководителей «ЕлАЗ-GM» озабоченные, им такой поворот событий явно не нравится. А чему тут нравиться?
Сборка заднеприводных Blazer началась в Елабуге 19 декабря 1996 года. Потихоньку, полегоньку... 29 апреля 1997 г. продали первый автомобиль (что и послужило поводом для моей поездки два года назад, желающих ознакомиться с подробностями отсылаю к «Мотору» э 6, 1997 г.). Дела постепенно пошли в гору, уже было продано 2600 машин. Но тут – «холодный август 98-го»...
Кстати, мои предположения подтвердились – изменения на заводе незаметны, практически все, как и в 1997 г. Тот же небольшой цех сборки автомобилей из машинокомплектов, тот же огромный – пустой, только пол забетонировали – цех, где планируют начать настоящее производство Blazer и Vectra, те же кучи глины перед парадной вывеской корпорации «ЕлАЗ-GM».
Как бы то ни было, в прошлом году собрали 2500 автомобилей, как задне-, так и полноприводных. Из них 1100 до сих пор стоят на заводских складах-площадках готовой продукции. В ноябре снизили цены – не помогло. Первого апреля снизили еще раз – дело пошло (с января по май проданы всего 22 машины, но почти все – начиная с апреля). План на этот год скромный – 700 машин. Правда, что будет теперь, не знает никто...
Несмотря на непростую ситуацию, General Motors уходить с российского рынка не собирается – это было заявлено твердо. Слухи о том, что СП «ЕлАЗ-GM» умерло, не соответствуют действительности (некоторые средства массовой информации то ли из-за невнимательности, то ли в погоне за сенсацией поспешили объявить о кончине предприятия. На самом деле речь шла лишь о том, что пока прекратили сборку новых машин – надо распродать уже собранные). Более того, жив и проект организации в Елабуге сборки автомобилей Opel Vectra – процесс пусть медленно, но идет.
Первое время корпорация делала основную ставку на относительно недорогой (с 1 апреля – $16.000) заднеприводный Blazer с 2,2 л мотором. Теперь «на подмогу» ему пришла полноприводная версия с 4,3 л V6 ($28.500). С ней не обошлось без проблем. Начать продажи планировали еще в прошлом году, но помешал августовский кризис. Затем утрясали с ГАИ смешной вопрос.
Двигатель у этой машины – канадский. В Канаде выбивать на моторах номера не принято. А формально машина – российская, значит, должна соответствовать ГОСТам... Вопрос в конце концов утрясли, но на это ушло три месяца. И вот, наконец, все готово, можно начинать продажи – 12 мая... Честное слово, иностранных предпринимателей, пришедших в Россию, просто жалко.
Так что же такое «бразильский крейсер»? Внедорожник, построенный на базе пикапа S-10, в гамме Chevrolet появился еще в 1983 г – под названием S-Blazer. Это настоящий старожил рынка – «героическое» название использовалось Chevrolet еще тридцать лет назад («Мотор» э 8, 1996 г.). Компания считает, что именно Blazer положил начало новому классу автомобилей – компактных внедорожников.
В 1995 г была проведена радикальная модернизация машины, а год спустя начался ее выпуск в бразильском филиале General Motors – под названием GMB 330 Blazer. Бразильский вариант отличался от американского внешностью (формы передка и светотехники были европеизированы – в соответствии с местными вкусами), гаммой двигателей (поначалу использовались более «слабые» моторы) и, главное, адаптацией под дорожные условия Бразилии, несравнимо более тяжелые, чем в США.
Адаптация была проведена по-настоящему. В первую очередь это коснулось подвески, которая стала мощнее и жестче. Ее конструкция осталась неизменной (передняя – независимая двухрычажная торсионная, задняя – неразрезной мост на рессорах, стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади), но многие элементы, в частности – рычаги, шаровые опоры, поворотные кулаки и рессоры – позаимствованы у более тяжелого пикапа C/K. В целом все это напоминает «внедорожный пакет ZR2», предназначенный для версии High-Wider, только амортизаторы использованы гидравлические. Кроме того, по сравнению с североамериканской версией усилен кузов, установлены более мощные тормоза, увеличен дорожный просвет, а «живот» машины прикрыт щитом. Несущая рама у вариантов 4х2 и 4х4 – одинаковая.
То, что годится для бразильских дорог, – подойдет и для российских. Поправка на климат: уплотнители инжекторов, аккумулятор, провода – все в «морозостойком исполнении».
Полноприводный Blazer оснащается более мощным, чем в версии 4х2, двигателем. От классической V-образной «восьмерки» LT 5,7 отхватили два цилиндра, добавили балансирный вал и получили 4,3 л мотор – Vortec 4300 V6. Мощность 180 л.с., крутящий момент 340 Нм.
Четырехступенчатая адаптивная автоматическая коробка 4L60-E – хрестоматийная, входит во все учебники (кстати, такая же используется на автомобилях Jaguar и Aston Martin). Двухступенчатая раздаточная коробка Insta-Trac имеет электронное управление с водительского места. Режимы стандартные: 2Hi, 4Hi и 4Lo. Имеется и самоблокирующийся дифференциал заднего моста.
Программа испытаний машины оказалась на удивление серьезной – это отнюдь не «гонки вокруг Кремля», которые имели место в Москве в эти же дни. В нее входили обычные городские улицы, дороги общего пользования, брусчатка-щебенка, раскисший проселок, разбитая вдребезги грунтовка, подъем на крутой холм по песку и скоростной участок шоссе, на котором предлагалось выжать из машины все, на что она способна. Почти все – под нудным моросящим дождем.
Выкаченные на тест автомобили отличались только цветом – Blazer 4х4 в России предлагается в единственном (достаточно богатом) варианте комплектации. Первичный осмотр салона и кузова не выявил каких-либо внешних отличий бразильской версии от американской (сделанной для Европы – с рычагом КПП на полу), за исключением уже упомянутых передка и светотехники, да еще задней двери, которая в бразильской машине цельная, на верхних петлях, а в американской – «разнимается по поясу».
Дверь оказалась довольно тяжелой – что при открывании, что при закрывании. Как же справляются с ней хрупкие бразильские женщины, ведь Blazer, как нам сообщили, – их любимый автомобиль? Ответ – вполне логичный: «Зовут на помощь галантных бразильских мужчин». Видимо, мужчины там не только галантные, но и шустрые: если – чтобы не измазаться – пытаешься закрыть грязную дверь за внутреннюю ручку, требуется определенное проворство, чтобы не защемило руку...
По салону, пожалуй, лишь два замечания. Первое – шаг изменения наклона рулевой колонки великоват, баранка оказывается или слишком низко, или слишком высоко. Второе – пластик отделки показался излишне «звонким». И еще: переднее пассажирское кресло по ощущениям какое-то кривое, сползаешь влево-вперед. Дефект сборки или со спиной что-то не в порядке? Попробовал несколько машин – везде одно и то же, правда, в разной степени. В американской версии сиденья имеют несколько иной профиль, и эффект сползания не наблюдается.
На передних сиденьях в ширину не слишком просторно, пассажир лишен возможности пользоваться центральным подлокотником (это мешает водителю) и вынужден прижимать руку к собственному боку. При этом на ухабах жесткий подлокотник натирает локоть.
Мотор со своими обязанностями справляется, разгон уверенный. Очень понравилась автоматическая коробка: переключения мгновенные и абсолютно незаметные – что вверх, что вниз. Руль, как водится у «американцев» (пусть и в бразильском исполнении), довольно ватный. Тормоза – в порядке.
На гладкой трассе машина вполне комфортабельна даже на высокой скорости, но на неровностях потряхивает ощутимо, а пассажиры заднего сиденья норовят испробовать головами прочность потолка (после нескольких «проверок» убедились – потолок прочный). Никакого «козления» не наблюдается. На ухабах в повороте задний мост, конечно, переставляет, но во вполне разумных пределах.
Представляется, что жесткость подвески выбрана оптимально (гнать по ухабам с сумасшедшей скоростью не обязательно). За два дня – ни одного пробоя, даже в тех случаях, когда в легенде значилось: «Пологая яма. Скорость не больше 100 км/ч». Кстати, о скорости. На 18-километровом участке свежепостроенного шоссе (не без ухабов, поворотов и комьев глины на мокром асфальте) машина развивала 175 км/ч (по спидометру) – с четырьмя седоками и отключенным передним мостом.
Звукоизоляция хорошая, шум ветра в наружных зеркалах слышен лишь после примерно 80 км/ч. Досадно, что на скорости заметно всплывают щетки, особенно водительская.
Теперь коротко о проходимости. Как уже говорилось, внедорожную трассу подготовили вполне приличную, не Camel Trophy, конечно, но для показательных выступлений – вполне. И всю ее Blazer прошел только на заднем приводе без включения пониженного ряда. И это – на «универсальной» резине. Лишь один раз пришлось подключить передний мост – когда машину в мокрой глиняной каше развернуло поперек дороги, и не хотелось ерзать взад-вперед, чтобы ее выровнять.
Была и пара смешных случаев. Ревя мотором и перемалывая колесами мокрый песок, Blazer взбирается по размытой извилистой дорожке на крутой холм, а там... Сразу вспомнился рекламный ролик Pepsi, где альпинист, с трудом взобравшись на вершину, втыкает в снег флаг со своей физиономией и видит кучу таких же флагов – с портретами дедушки, грудного ребенка, собачки... Так вот, на холме мы увидели «Жигуль». Правда, как оказалось, въехал он с другой стороны – по дороге.
Или другой. Коллеги посадили-таки одну машину на брюхо. Наблюдавший за происходящим сотрудник ДПС поехал за трактором – на «восьмерке» с мигалками. А тракторист от него – удирать в поле, видно, чего-то испугался. Еле догнал...
Некоторые из участников теста критиковали решение разместить запаску снизу – мол, в грязи доставать ее будет не слишком приятно. Наверное. Но я сказал создателям машины спасибо – после того, как, разворачиваясь в лесу на уделанной вдрызг машине, не углядел в протертой задней щеткой амбразуре толстенную мачтовую сосну (где-то здесь Шишкин писал свои картины). «Есть контакт!» Дело кончилось помятым задним бампером. А если бы запаска висела сзади, выступая за бампер, увечья могли оказаться более серьезными: пострадала бы дверь...
Основными соперниками полноприводного Blazer на российском рынке корпорация General Motors считает Mitsubishi Pajero Sport, Toyota Land Cruiser Prado и... Honda CR-V. Первые две машины – конкуренты прямые (похожи конструкции, двигатели, назначение), но стоят ощутимо дороже (Pajero – от $36.000 до $43.000, Prado – от $39.000 до $42.000). Но почему Honda? При практически такой же, как у Blazer 4х4, стоимости покупатель получает несущий кузов вместо рамы, заметно менее мощный двигатель и заведомо более слабые внедорожные возможности.
Вот, пожалуй, и все. Остается только сказать, что я доволен поездкой – до нее, не скрою, отношение к «бразильской продукции» у меня (как, уверен, и у большинства россиян) было априори несколько скептическим: что там у них в Бразилии есть, кроме «массы диких обезьян». Но в этом, по-моему, есть вина и General Motors. Корпорация не то, чтобы скрывала происхождение машины – не афишировала. А надо было – наоборот, кричать о нем на каждом углу: дороги-то у нас – отнюдь не американские.
Зима это своеобразный час “Х” для автомобилиста. И проблема обледенения стекол автомобиля известна каждому автовладельцу. Нет, дело не ограничиться лопатой...