
Традиционно под "удовольствием за рулем" понималось чувство абсолютного единения с автомобилем. Но в последние годы баварцы, видимо, решили, что в этом они достигли вершины, и сосредоточились на других ценностях – и явились миру тогда иные BMW: "причесанная" третья серия и шокирующая и экстремально роскошная седьмая. Акценты сместились: удовольствие за рулем, как это ни парадоксально звучит, распространилось и на пассажиров. Одновременно с этим механика автомобилей обросла электроникой, и современные комплексы систем с приставкой "анти-" получили права и возможности в чем-то подменять водителя. Безопасность за рулем – это тоже очень важно.
Новоявленный BMW Z4 – продукт новой эпохи, открытой два года назад неподражаемой "семеркой". Машина смотрится бесподобно – любая из фотографий будет более красноречива, чем даже самое поэтичное словесное описание. Одно лишь можно сказать: Z4 уникален хотя бы тем, что его название отразилось на дизайне кузова. Смотрите внимательно: "слэш" на переднем крыле, нижняя подштамповка на боковине и линия капота складываются в последнюю букву английского алфавита; а треугольник, образованный все той же наклонной чертой, порогом и дверью, воображение легко дорисовывает в четверку.

Крышу мы, естественно, сложили. Поездка по постпраздничному Петербургу поставила две галочки в перечне удовольствий от вождения "четверки". Во-первых, подвеска машины оказалась на удивление терпимой ко всякого рода дорожным излишествам: родстер не пытается изображать из себя лабораторию для выявления недостатков чрезмерно рельефного покрытия питерских улиц. Мелочевку подвеска отрабатывает на ура – спокойно и беззвучно, а более крупные гадости передаются на кузов изрядно сглаженными, но ощутимыми толчками. Не обернется ли приличная – по спортивным меркам – плавность хода отсутствием главного из удовольствий? Это выяснится чуть позже, когда мы доберемся до гоночного трека. А пока что остается наслаждаться тем, что проходит под пунктом "во-вторых" – вниманием, которое обрушивается на человека в Z4. Вместе с лучами солнца и воздушными массами в кокпит машины попадают и любопытные взоры – восхищения, зависти и непонимания.

За нами опускается шлагбаум гоночного кольца, и дело принимает по-настоящему серьезный оборот. Где оно, то самое удовольствие? Ответ остался в горячих черных полосах на асфальте трассы. BMW по-прежнему быстр и азартен. Но только теперь он вынужден открывать свои секреты. С каждым кругом тайное становится все более явным. Об автоматическом режиме коробки можно сразу забыть: в нем машина попросту "не едет". Но и "ручной" Steptronic небезупречен. Проблемой становится не быстрота переключений – она-то в самый раз, а самостоятельный переход на следующую передачу по достижении максимальных оборотов. Довольно часто это происходит в поворотах, что чревато даже не нарушением баланса машины, а неуверенным выходом на прямую – на второй-третьей двигателю не хватает тяги "снизу". Приходится несколько раз "опускать" коробку на ступень ниже.

Электроусилитель рулевого управления здесь тоже хитрый. "Комфортный" режим его работы, который не вызывал сложностей в городе, на трассе показался недоразумением. Реакции машины молниеносны, а уровень обратной связи неадекватен: пустой руль заставляет ехать чуть ли не на ощупь. Ответ на критику предусмотрели сами же создатели машины: кнопка Sport добавляет возвращающему усилию конкретики, попутно изменяя и отзывчивость привода акселератора. Но кнопка эта не волшебная, и все вопросы разом не снимает. В определенные моменты (например при подруливаниях) "чувство" машины хоть и ненадолго, но нарушается.
Только открытый автомобиль предоставит редкую возможность потрогать скорость рукой, ощутить движение всем телом. Поездка на родстере – это прежде всего прогулка, а не гонка. На Z4 можно гулять с любой скоростью и в любом настроении – все равно к концу этой прогулки скорость обязательно возрастет, а настроение поднимется. Это и есть удовольствие. BMW опять оказалась права.
Автомобиль предоставлен компанией "Евросиб-Сервис".
На время теста автомобиль застрахован ООО "НАСТА-Центр".
Текст: Кирилл Бревдо, Леонид Клюев
Фото: Роман Останин







