Выбор - сложная штука, особенно когда выбираешь между большей или меньшей степенью внедорожности. Универсал Audi A4 allroad quattro помогает принять правильное решение
Знакомство с новинками Audi в Баварии - чистый эксперимент. На родных автобанах и горных серпантинах "ингольштадтцы" чувствует себя как рыба в воде, правда об автомобилях выявляется здесь в рафинированном виде. Однако немецкая марка не была бы столь успешной, если бы не прививала своим машинам глобалистские черты. Audi A4 allroad quattro в этом смысле - типичный представитель семейства. Он свой на баварских скоростных трассах, но он также и гражданин мира, универсал во всех смыслах слова. Этот автомобиль прикует внимание внешностью бодибилдера, но при этом останется эстетом и стилягой. Гламурная одежка не помешает месить грязь на бездорожье, а спортивный характер не умалит изощренного удобства.
Таков младший брат Audi A6 allroad quattro и ближайший родственник Audi A4 Avant. Две эти модели бьют рекорды продаж, даже несмотря на мировой финансовый паралич. А значит, вопрос о выпуске off-road-версии ингольштадтской "четверки" назрел. Неудивительно, что ингольштадтцы не боятся пускать свой "корабль" на волю кризисных вод. "Этим автомобилем мы бросаем вызов экономическому кризису", - говорит директор по продажам концерна Петер Шварценбауэр. И затем гипнотизирует постоянных клиентов: "Наша новинка может все, что может Avant, и даже чуть больше".
Раздвигая границы
Что бы ни говорили руководители ингольштадтского концерна, Audi A4 allroad quattro в модельном ряду компании стоит особняком. Уникальный статус отмечен в том числе и в корпоративном слогане "Не признающий границ". Сразу понятно: границы не столько территориальные, сколько ментальные. Производителю нужно убедить клиентов, что A4 allroad quattro предлагает больше, чем ближайший родственник A4 Avant, и никак не меньше, чем кроссовер Q5. Хитрых манипуляций с сознанием потребителя при этом не производится. Новинка действительно позаимствовала сильные стороны вышеназванных моделей, оставаясь при этом в уникальном, четко очерченном сегменте. Внешне ингольштадтский "полноприводник" выглядит как поднакачавший бицепсы А4 Avant. Коренных отличий в дизайне у двух моделей нет, но есть показательные стилевые акценты. A4 allroad явно претендует на роль старшего брата, несмотря на то что его колесная база на 3 мм меньше, чем у Avant. Зато он превосходит уже продающийся универсал по всем остальным габаритным параметрам. Особенно заметно преимущество в высоте (за счет увеличения дорожного просвета до 180 мм) и колее. Последняя по обеим осям примерно на 20 мм шире, чем у А4 Avant. Слепящие стальным блеском релинги, "мускулы" колесных арок, защищенное стальными пластинами "брюхо", металлическая накладка на задний бампер и одетые в нержавейку пороги - атрибуты взрослой, мужской романтики. Причем романтики подчеркнуто функциональной. В тот же ряд вписались бы стильные летные кожанки, компас авторской работы или, скажем, зажигалка Zippo.
Интерьер A4 allroad quattro выдержан в более консервативном ключе. Основательность сборки воспринимаешь уже как должное. Кресла будто кроили под тебя - неважно, толст ты или худ. Комфорт отделочных материалов обволакивает. Тактильные ощущения сверхприятны. Кожа, алюминий, мягкий фактурный пластик, органичные вставки из ясеня настраивают на отдых и улучшают настроение. Нотки стиля off-road в салоне при этом не звучат. Скорее это симфония тотального комфорта и качества. Дух умиротворения задается в том числе и многочисленными округлостями деталей. Представитель Audi не случайно назвал новую модель "сытой", нисколько не опасаясь негативных коннотаций. A4 allroad quattro чужд бюргерский дух. Сомневающимся достаточно взглянуть на купеобразный силуэт и "боевой" внедорожный "обвес". Расчет на узнаваемость бренда также очевиден. Компания из Ингольштадта бережет нервы и уважает привычки своих клиентов. Пересевшие в A4 allroad quattro из других автомобилей компании поймут с первых миллисекунд - они в любимой Audi.
Семейственность
Вопрос о том, как A4 allroad поведет себя на асфальте, терзал задолго до начала теста. Приподнятый на 37 мм кузов, более высокие пружины и, соответственно, более длинноходные амортизаторы (пусть и "зажимаемые" при необходимости системой Audi Drive Select) вселяли сомнения в столь же безупречной управляемости, которой славится, скажем, братский А4 Avant. С другой стороны, более широкая колея, мощные стабилизаторы поперечной устойчивости и электронная перенастройка системы полного привода не давали усомниться в возможностях A4 allroad. Первые километры по автобану из аэропорта Мюнхена вылились в следующие наблюдения: универсал прекрасно держит траекторию что на 120, что на 200 км/ч. Ни намека на продольную раскачку, подвеска радует характерной для автомобилей Audi плавностью хода. Крены в виражах на шоссейных развязках минимальные, можно сказать, символические.
Оптимальная для активной езды управляемость достигалась, однако, в динамическом режиме системы Audi Drive Select. Оговоримся, что ADS в A4 allroad quattro жестко связана с динамическим рулевым управлением. Встроенный в рулевую колонку редуктор плавно изменяет передаточное отношение, и руль заметно тяжелеет с набором скорости. Рекомендовать динамический режим ADS для постоянного использования мы, тем не менее, не стали бы. Для трассы он идеален. Но при сбросе скорости до максимально разрешенных в баварских городках 60 км/ч руль оставался некомфортно тяжелым. В таких ситуациях лучше переключиться в режим "комфорт" или "авто".
Моторная линейка A4 allroad лаконична: 2-литровый TFSI и турбодизели объемом 2 и 3 л. Нам посчастливилось опробовать всю троицу, и ни разу смена машины не вызвала разочарования. Недаром 2-литровый TFSI четырежды признавался "Двигателем года": 211 л.с. и 350 Нм обеспечивают приятный, ощущаемый каждой клеткой организма разгон, 6,9 с до "сотни" на бумаге - море адреналина в ощущениях. Это при том, что снаряженная масса A4 allroad с таким мотором - 1650 кг, а в салоне были два не самых щуплых седока. Мотор любит высокие обороты. Его хочется крутить и крутить. Не меньше понравились короткие ходы и наиточнейшие переключения 6-ступенчатой МКП.
Комбинация 2-литрового 170-сильного дизельного мотора с той же трансмиссией не вызвала такого шквала ощущений. Благодаря 350 Нм крутящего момента автомобиль уверенно стартует и хорошо тянет на любой передаче, вплоть до VI. Ускорение с 40 и 80 км/ч, однако, вполне "гражданское", без адреналинового безумия и пресловутого вдавливания в кресло. Эти ощущения дарит 3-литровый TDI, работающий в паре с 7-ступенчатым "роботом" c двумя сцеплениями S-Tronic. А 240 л.с. и 500 Нм, достигаемые в диапазоне 1500-3000 об/мин, - это оружие ближнего боя. Такой A4 allroad провоцирует на агрессивную езду, и никакая внедорожная атрибутика ей не помеха. Жаль, поставки на российский рынок 3-литровых версий "полноприводника" пока не планируются. Комплиментов заслуживают и по традиции цепкие и информативные тормоза. Они обеспечивают мягкое и прогнозируемое замедление практически в любой дорожной ситуации. Эффективная система вентиляции тормозных дисков порадует любителей спортивного стиля езды.
Грязь для allroad
Германия - чистая и ухоженная страна, где жителям внушают с младых ногтей: бросить бумажку на улице - преступление. Но грязь для A4 allroad все же нашли. Точнее, симулировали на полигоне в окрестностях Мюнхена. Тынц, хрясь, бзык, бац - вверенный нам универсал шлифует основания крутых холмов порогами и защитой. "Ничего страшного, - успокаивает сопровождающий инструктор. - Днище и бамперы "полноприводника" под стальной "броней". Объяснениям веришь, но машину все равно жалеешь, импульсивно прокладывая не самую смелую траекторию. Зато грязевые ванны и водные препятствия A4 allroad преодолевает с задорной вездеходной легкостью и даже по уши в грязи остается гламурным - прекрасное качество для с России с ее осенне-весенней распутицей и любителями автомобильного лоска.
В кулуарных беседах представители марки, впрочем, признают, что внедорожные таланты A4 allroad небезграничны. Автомобиль подойдет любителям вылазок за город, особенно в межсезонье. Хочется повысить уровень off-road - выбирай Q5. И все же преимущества A4 allroad перед A4 Avant отнюдь не мифические. Помимо увеличенного клиренса и грамотной защиты "подпольных" агрегатов это, прежде всего, иные настройки системы курсовой устойчивости (ESP), допускающие, в частности, более продолжительную пробуксовку колес на грунте. Внедорожный режим в A4 allroad, в свою очередь, автоматически включит система распознавания бездорожья (ORD), отслеживающая дорожное покрытие с помощью датчиков. В целом же система постоянного полного привода A4 allroad близка к той, что у Avant. Фирменная система quattro делит тягу в соотношении 40:60 в пользу задней оси. При необходимости акценты смещаются: на переднюю ось может передаваться до 65% тяги, на заднюю - до 85%. Ну и конечно, само название ингольштадтской модели, предполагает некоторую щедрость производителя - A4 allroad имеет постоянный полный привод quattro уже в "базе".
Денег не жалко
Имеет ли смысл сравнивать героя нашего теста со "старшей" Audi A6 allroad quattro, имеющей в арсенале пневматическую подвеску, или с Subaru Forester, вооруженным в комбинации с механической КП понижающей передачей? Пожалуй, нет. Audi A4 allroad quattro создана для других целей и для других людей. К тому же прямых конкурентов в премиальном сегменте на сегодня у Audi A4 allroad quattro де-факто нет. Монопольный статус отражен в выверенной цене - вроде бы невысокой, но и никак не низкой. Базовая модификация с 2-литровым дизелем, агрегатирующимся только с 6-ступенчатой механическая коробка передач, стоит в Германии 37 100 евро. Для сравнения: полноприводной А4 Avant выйдет в базовом исполнении примерно на 3000 евро дешевле. За "паритетный" А4 Avant 2.0 TDI quattro просят 36 550 евро - всего на 550 евро дешевле автомобиля с шильдиком "allroad". Впрочем, доля аскетов-прагматиков среди клиентов Audi в любом случае ничтожно мала. А значит, Audi A4 allroad quattro ждет популярность. Первые автомобили появятся у европейских дилеров уже в мае. В России на первых порах предложат лишь 2-литровую бензиновую версию с 6-ступенчатой механической трансмиссией или с S tronic.
Технические характеристики Audi A4 allroad quattro 2.0 TFSI
Габариты, мм
4721х1841х1495
База, мм
2805
Объем багажника, л
490-1430
Снаряженная масса, кг
1650
Тип двигателя
бензиновый L4
Рабочий объем, куб. см
1994
Макс. мощность, л.с./об/мин
211/4300-6000
Макс. момент, Нм/об/мин
350/1500-4200
Трансмиссия
механическая 6-ступенчатая
Привод
полный
Макс. скорость, км/ч
230
Время разгона 0-100 км, с
6,9
Расход топлива (средний), л/100 км
8,1
Объем бака, л
64
Василий Сергеев
Фото автора
и фирмы-производителя
Источник: