Групповые кредиты. Будьте внимательны

Угодить «в группу» проще простого. Достаточно клюнуть на рекламу «кредитов» на заветные авто под смешные 2-7% годовых.

Групповые кредиты. Будьте внимательны

О том, что речь идет вовсе не о займах в классическом понимании этого слова, продавцы услуги умалчивают. Как и о том, что за деятельностью администраторов покупок в группах, которым, в большинстве случаев и принадлежит реклама революционно низких процентов, до сих пор не следит ни один финансовый регулятор (периодические попытки Госфинуслуг взять под контроль «групповиков» успеха не имеют). За последние пару лет количество таких фирм в Украине почти не изменилось: их по-прежнему немногим более десяти. Зато их филиалы активно плодятся почти во всех регионах страны, кроме южных. Уже более 250 тыс. украинцев влили в систему свыше 2,5 млрд грн., по приблизительным оценкам, каждый год рынок растет на треть.

Знакомство по интернету

Уловка первая: «Мы — не «группа!». «Мы не занимаемся продажами в группах. Вы платите вступительный взнос, а мы перечисляем деньги за авто в салон», — так закончился телефонный разговор журналиста «ВД» с одной из сотрудниц ООО «УСП-Групп» (Украинская социальная программа), реклама которой в интернете предлагала помощь в приобретении автомобилей и жилья под 6% годовых. Полученный ответ поставил нас в тупик. Оказалось, что попасть в паутину мировой системы покупок в группах можно, вовсе об этом не подозревая.

До звонка в упомянутую фирму мы пообщались с людьми, уже заключившими с ней договор. Описанная ими схема вполне отвечала принципам работы администраторов покупок в группах: становишься участником общества, платишь ежемесячные взносы, часть которых идет в фонд, распределяемый между всеми членами один-два раза в месяц. «Это то же, что и известная многим система «Автоплан» (одна из первых в Украине систем продаж автомобилей в группах, администратор ЗАО «АІСЕ Україна» — прим. «ВД»), — утверждает киевлянин Владимир, побывавший в роли участника Украинской социальной программы. — Фирма разыгрывает между людьми деньги, на которые обещает приобрести жилье или авто».

Уловка вторая: деньги будут через месяц. «Когда я заключал договор, менеджер обещал, что через месяц всю сумму их организация (ООО «УСП-Групп» — прим. «ВД») перечислит на счет салона. После первого, второго, третьего взносов появились проблемы: мол, мало клиентов, нет денег. Предложили подождать около года, может быть, деньги появятся», — продолжает Владимир. Каких-либо сроков выполнения обещаний администраторы в договорах не указывают. Сама же система построена таким образом, что если все участники группы (как правило, 200 человек) будут исправно делать по одному взносу ежемесячно, последний из них оседлает своего «железного коня» или переедет в собственную квартиру через… 7-15 лет.

Поэтому на вопрос о конкретных сроках перечисления средств за интересующий товар в таких фирмах отвечают туманно, хотя и уверенно. «Раз в месяц у нас выдача, 28 мая — ближайшая», — отрезала Оксана, продавец-консультант луцкого представительства компании ООО «Автоклуб», рекламу которого мы обнаружили в столичной подземке. Кому и по какому принципу «выдается», спрашивать было бессмысленно — в трубке послышались гудки. Увы, только после внимательного прочтения договоров подобных компаний проясняется механизм распределения средств. Первым счастливчиком-получателем в группе якобы станет тот, кто сразу внесет максимальное количество платежей. В последующие месяцы жеребьевка (она же лотерея) будет чередоваться с аукционом (закрытыми «торгами» членов группы, в которых победителем должен стать тот, кто изъявит желание сделать большее количество взносов).

Деньги вперед

Уловка третья: нужен только первый взнос. Один из рекламных козырей «групповых» программ — минимальное участие собственными деньгами — опровергается моментально. «Способов получить деньги два: обладать большой суммой (хотя бы 60% цены авто или жилья) или… ждать, пока при жеребьевке удача повернется к вам лицом, — объяснял нам «преимущества» системы представитель одной из компаний-администраторов, не пожелавший представиться. — Жеребьевка дает возможность, не имея большой суммы, получить деньги случайно, и таких шансов — шесть в году(!)». На практике после первого распределения средств шансы получить деньги значительно падают — ведь ежемесячные платежи ощутимо меньше первоначальных, вступительных, да и разочарованные участники постепенно перестают их вносить, так что следующие жеребьевка или аукцион могут просто не состояться.

«В мае 2007 года я заключила договор с винницким ООО «Скарбниця громади», которое предоставляет услуги по приобретению товаров в группах, — рассказывает полтавчанка Оксана Волошина. — Уже совершила 10 проплат (менеджер сказала, что в этом случае я гарантированно получу необходимые 100 тыс. грн.), лидирую в списке группы по количеству баллов (два балла за каждый взнос), но фонда группы для меня не хватает. Поэтому мне «кредит» не выделяют. Менеджер говорит, что многие из группы не вносят платежи, а заставить их это делать у нее возможности нет. Да и вообще, как я потом подсчитала, получить сумму в 100 тыс. грн. нереально. Оказалось, что группы очень разношерстные. В них входят люди с совершенно разными запросами — от 25 тыс. до 100 тыс. грн. Узнать, кого больше, у сотрудников невозможно. Допустим, примерно по 30% приходится на тех, кому нужно 25, 50 и 100 тыс. грн. Если каждый из них вносит по одному платежу в месяц (размер платежа зависит от запроса клиента), не набирается даже 50 тыс. Чтобы в фонде группы накопилось 100 тыс.грн., нужно, чтобы все участники делали хотя бы по два-три платежа ежемесячно».

Уловка четвертая: мы не спрашиваем о доходах. Платежеспособность клиента не интересует администратора до того момента, пока он не согласится приобретать для него товар. Судя по обнаруженным «ВД» в договоре одного из администраторов пунктам (программа «Скарбниця»), к счастливому моменту предоставления права на получение товара клиент все-таки должен обзавестись поручителем или… банковской гарантией (для этого понадобится, как минимум, справка о доходах). «А с меня потребовали еще и дополнительный залог, — рассказывает Ольга, участник программы «Благо-Инвест». — Год платила взносы (37 платежей). Дали разрешение на приобретение квартиры, но через месяц сообщили, что в залог я должна отдать свое жилье, которого у меня нет. Так что даже получение разрешения не гарантирует, что вы что-либо получите».

Уловка пятая: у нас — дешево! По нашим подсчетам, общее удорожание товара, приобретаемого по групповой схеме, превышает 100%. Подвохов несколько. Во-первых, годовой процент администраторы начисляют на всю сумму «кредита» (в банках — на остаток). Во-вторых, вступительный взнос (3-7%) идет в карман фирмы, а не в счет оплаты товара. В-третьих, налоги, связанные с деятельностью администратора, последний относит к расходам клиента. Кроме того, страховые тарифы, которые клиент в принципе не имеет возможности выбирать (банки предлагают несколько на выбор), не отличаются дешевизной. Дайте выйти!

Уловка шестая: внесенные платежи можно вернуть. Выбраться из «системы», не потеряв свои кровные, практически невозможно. По ловко cоставленным договорам безболезненно забрать вступительный взнос клиенты могут только в течение первых семи-десяти дней после подписания бумаг (ну, а поскольку администраторы деликатно просят больше времени для принятия решения о предоставлении денег, то естественно, что новички редко пересматривают в этот период свои планы по участию в группе). Вернуть уплаченные впоследствии ежемесячные взносы можно только после того, как запрос последнего участника группы будет удовлетворен. Причем вернуть обещают лишь часть денег — без вступительного взноса (1,5-7% стоимости товара), административных затрат (35-40% от суммы ежемесячных взносов) и выплат на страхование (1-3% от суммы ежемесячных взносов). Да и гарантий существования фирмы через 7-15 лет, естественно, никаких.

Еще два года назад Виктор Суслов, в бытность руководителем Госфинуслуг, в интервью «ВД» назвал схему покупок в группах пирамидальной, подчеркивая, что из-за отсутствия контроля над деятельностью таких организаций велик риск использования средств членов группы «не по назначению». И хотя примеры лопнувших пирамид уже есть (ООО «УГ «Капитал», попавшаяся на переводе взносов участников за рубеж), вопрос контроля над администраторами покупок в группах так и не решен на законодательном уровне.

За ними все так же не ведется госнадзор, они не создают резервов и не лицензируются, т.к. до сих пор не отнесены к финансовым учреждениям (работают по договорам предоставления услуг). Появляющиеся время от времени законопроекты, предусматривающие для администраторов этот статус, пылятся в стенах парламента. Тем временем рынок покупок в группах, по приблизительным оценкам источника, приближенного к Министерству финансов (официальные данные, по понятным причинам, отсутствуют), уже перевалил за 2,5 млрд грн. А его ежегодный рост, как заверяют сами игроки, составляет 30%.

МНЕНИЕ. Анна Олийнык.Старший инспектор ЦОС УМВД в Винницкой области

— Нынешним законодательством деятельность финансовых групп, подобных «Скарбниці громади» (администраторы покупок в группах), не запрещена, их договоры отвечают украинскому законодательству, поэтому привлечь их представителей к уголовной ответственности практически невозможно. Хозяйственная деятельность таких организаций относится к категории посреднических операций по покупке товаров широкого потребления в интересах и за счет третьих лиц. В последнее время действительно выросло количество обращений граждан, которые стали жертвами собственной неосведомленности и доверчивости. Мы проводим среди населения разъяснительную работу, рассказываем, как работают такие фирмы, как завлекают клиентов. Продавцы-консультанты компаний-администраторов рассказывают клиентам не все условия договора, уверяют, что предоставят деньги через два месяца после подписания договора, а на самом деле в документе конкретный срок предоставления средств не указывается. С сотрудниками таких фирм проводятся тренинги психологов, обучающих, как склонить клиента на подписание договора.

Екатерина Отченаш . Директор департамента надзора за финансовыми компаниями Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины

— Администраторы покупок в группах составляют финансовые договоры таким образом, что не нарушают украинского законодательства. Комиссия не имеет возможности отслеживать их деятельность, т.к. ни одна из структур, которая работает по схеме покупок в группах, не является финансовым учреждением. Я не могу сказать однозначно, стоит ли легализировать такие компании в Украине или нет. Несколько лет назад Госфинуслуг разработала законопроект, направленный на урегулирование этих вопросов. Кроме утверждения этого законопроекта, необходимо принять закон о доверительном управлении финансовыми активами. Если подобные структуры смогут привести свою деятельность в соответствие с требованиями этого закона — пусть работают. В целом такие схемы функционируют в странах, где слабо развит кредитный рынок (Латинская Америка, в частности Бразилия, а также Индия). Как только кредиты становятся доступными, ниша администраторов продаж в группах закрывается.

Процедура оформления автокредита

Процедура оформления автокредита

Кредиты на покупку автомобилей как финансовая услуга предоставляются самими банками и автосалонами, которые сотрудничают с банками.

Готовим автомобиль к морозам

Готовим автомобиль к морозам

С наступлением сильных холодов внимательному водителю, которому небезразлично техническое состояние своего автомобиля, необходимо предпринять определенные усилия по поддержанию своего транспортного...

Для чего нужна независимая автоэкспертиза автомобиля

Для чего нужна независимая автоэкспертиза автомобиля

Для восстановления пострадавшего в результате ДТП автомобиля необходимо сделать его ремонт. Чтобы определить стоимость такого ремонта, следует провести оценку повреждений...

Расторжение договора ОСАГО

Расторжение договора ОСАГО

Договор ОСАГО только по одному хотению расторгнуть не удастся, т.к. в правилах ОСАГО есть описание случаев, при которых...

Как правильно выбрать автомобильные чехлы

Как правильно выбрать автомобильные чехлы

Как правильно выбрать автомобильные чехлы? Главным критерием в данном случае является материал изготовления чехлов. Чехлы из натуральных тканей более теплые,...

Как получить компенсацию за разбитый автомобиль на плохой дороге

Как получить компенсацию за разбитый автомобиль на плохой дороге

Ежегодно сотни автомобилей получают повреждение по вине нерастаропных дорожников. Ямы, колдобины, выбоины - причины многих ДТП, однако, не каждый автолюбитель...

Сцепление

Сцепление

Сцепление – механизм передачи вращения, который может быть плавно включён и выключен, обеспечивающий переключение передач.  

Как защитить автомобиль от угона

Как защитить автомобиль от угона

Не секрет, что все автовладельцы задаются вопросом как защитить автомобиль от угона и очень опасаются за своего "железного коня".  Сегодня...

Вспомогательная система безопасности (SRS)

Вспомогательная система безопасности (SRS)

SRS (Supplemental Restraint System) - вспомогательная система безопасности.