Если вы думаете, что, купив страховку для своего автомобиля, вы обезопасили себя от всех возможных неприятностей, то вы глубоко ошибаетесь.
При наступлении несчастного случая - попал автомобиль в аварию или его угнали - вам придется еще очень постараться, чтобы выцарапать из страховой компании обещанное по полису возмещение. А все потому, что ужас как не любят наши страховщики платить по своим обязательствам. И помогает им в этом наше несовершенное страховое законодательство. А можно ли "застраховаться" от недобросовестных страховщиков.
Страховку КАСКО - от риска угона или повреждения автомобиля - придумали для нас, для потребителей. Чтобы мы не беспокоились, оставляя машину на неохраняемой стоянке возле супермаркета, и гарантированно получили возмещение после аварии. Вот только наши страховщики перевернули все с ног на голову. По логике некоторых из них страховка нужна лишь для того, чтобы мы за нее регулярно платили. Впрочем, есть и на нерадивого страховщика своя управа. Сегодня мы разбираемся кому пожаловаться, если страховая компания отказывается платить за разбитый автомобиль.
Сказать, что страховые компании отказывают в выплате по страховке КАСКО безо всяких оснований, - покривить душой. Для этого у них находится достаточно и законных отговорок. Это где-нибудь в Германии страхование автомобиля - стандартный продукт. У нас каждый страховщик пишет для КАСКО свои правила страхования. На них и ссылается, когда приходит день расплаты с клиентом.
Именно в правилах страхования компании содержатся основные "подводные камни" страховки КАСКО. Мы же их практически никогда не читаем, подписывая то, что дают. А иногда и не имеем возможности как-то повлиять на страховщика. Ведь если автомобиль покупается в кредит, да еще со скидкой, особо выбирать не приходится - идем в ту компанию, какую укажет банк. И условия страхования поменять мы не вправе. Понятно, что подобные договоры ни от чего не защищают, а премии по ним заведомо выше среднерыночных.
Итак, страховщик может отказать в выплате, если страхователь сам нарушил ПДД преднамеренно или же был пьян. Если машина пострадала от упавшей сосульки или ветки с дерева - компенсация вам не светит, ведь наверняка этот пункт в договоре отдельно не прописан. Ничего не получите, если автомобиль признан неисправным на момент аварии - ведь если вы регулярно проходили ТО, то он не может быть неисправным. Не считается страховым случаем и повреждение шин и колесных дисков. В договорах КАСКО может быть пункт о хранении машины в ночное время только в гараже или на охраняемой стоянке. В таком случае не стоит ездить к друзьям с ночевкой.
Некоторые компании устанавливают жесткие сроки подачи документов на возмещение и прописывают их в правилах. Наконец, обязательно вызывайте сотрудников милиции, если обнаружили свой автомобиль разбитым во дворе. Получите от них справку о возбуждении расследования "противоправных действий третьих лиц". И ни в коем случае не соглашайтесь на формулировку о "незначительном ущербе"! В этом случае дело не возбуждается, что дает страховой компании право проигнорировать ваш иск.
Чтобы постараться избежать всех этих "подводных камней", внимательно читайте все бумаги, которые подписываете. А лучше попросите их на изучение на пару дней. Посоветуйтесь с юристом или страховым брокером. А для тех, кто все-таки попался на удочку страховщиков, - наша инструкция о том, что в этом случае делать.
Требуйте по закону.
Чтобы застраховаться от неприятностей, еще в момент подписания договора автострахования КАСКО постарайтесь внести в него необходимые для себя изменения. Все, что касается сроков, покрываемых рисков и условий получения возмещения. Если вы уже столкнулись с проволочками при требовании страхового возмещения, вариантов несколько. Можете обратиться к юристу на предмет обоснованности подачи судебного иска на действия компании. А можете пожаловаться на страховщика в Росстрахнадзор. Напишите подробную жалобу с описанием всех своих действий и действий специалистов компании, приложите к ней копии правил страхования, договора и прочие бумаги. И направьте весь пакет документов в региональное отделение службы. В случае положительного решения вы свои деньги получите в течение месяца, как того требует закон.
Не страхуйтесь "напрямую"
Все источники информации пестрят рекламой о том, как страховая компания экономит на посредниках до 25%, и мы, в целях экономии, практически всегда неоправданной, ловимся на эту удочку и бежим страховаться "напрямую", да еще успеваем "обласкасть" страхового брокера! В чем уловка? Те страховые компании, которые занимаются страхованием "напрямую", не работают с брокерами, потому что не в силах с ними бороться, ведь брокер заставляет страховую компанию платить. Тем самым им выгоднее сделать "скидку", и даже согласиться на Ваши условия и забыть про будущие обязательства! Они прекрасно знают, что их договор страхования составлен таким образом, что Вы ничего не получите.
Не путайте страхового брокера с агентом.
Строго говоря, страховой брокер — это посредник между страхователем и страховщиком. Агент тоже является промежуточным звеном, но работает на свою страховую компанию и действует в ее интересах. А вот брокер — посредник правильный, в том смысле, что он хотя и предлагает страховые услуги, но не связан трудовыми отношениями со страховой компанией. Его задача состоит в том, чтобы регулировать отношения между двумя порой непримиримыми лагерями.